Формирование регулятивных универсальных учебных действий у обучающихся третьего класса на уроках русского языка на основе использования сборника заданий «сам себя проверяй» для работы над речевыми ошибками
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшей задачей современной системы образования, согласно новому Федеральному государственному образовательному стандарту, является формирование универсальных учебных действий (УУД). Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая умение учиться.
В России произошло множество реформ, касающихся образовательной системы. Одной из них стал новый закон об образовании, который был принят и введен в действие в 2009 году. Федеральный государственный стандарт второго поколения содержит в себе требования, связанные с обучением младших школьников. Особое внимание уделяется задаче воспитания ученика, обладающего набором универсальных учебных действий. Настоящий закон утверждает позицию ученика в качестве субъекта обучения, ориентации образования на личностный аспект и отхода от предметного результата.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД РЕЧЕВЫМИ ОШИБКАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 1.1 Характеристика регулятивных универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС НОО 8
1.2 Возрастные особенности младших школьников при формировании регулятивных универсальных учебных действий на уроках русского языка 10
1.3 Лингвистический аспект работы над речевыми ошибками на уроках русского языка в третьем классе 13
1.4 Методы и приёмы формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в процессе работы над речевыми ошибками на уроках русского языка 15
1.5 Анализ программы по русскому языку УМК «Школа России» на предмет использования приёмов самоконтроля на уроках русского языка в третьем классе 19
1.6 Структура и содержание сборника заданий «Сам себя проверяй» 21
Выводы по первой главе 24
ГЛАВА 2. АПРОБАЦИЯ СБОРНИКА ЗАДАНИЙ «САМ СЕБЯ ПРОВЕРЯЙ» ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ТРЕТЬЕГО КЛАССА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 2.1 Задачи и практическая методика апробации 26
2.2 Методический инструментарий отслеживания результатов апробации 29
2.3 Характеристика базы апробации 35
2.4 Ход и результаты апробации 37
Выводы по второй главе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Иные нормативные правовые акты
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования «Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования». — Москва: Просвещение, 2011.
Монографии, учебники, учебные пособия
Гальперин, П. Я. Психология как объективная наука: пособие для психологов, педагогов и студентов, готовящихся к психолого-педагогической деятельности / П. Я. Гальперин. – Москва: Институт практической психологии, 2012. – 480 с.
Львов, М. Р. Методика развития речи младших школьников: Пособие для учителя. / М. Р. Львов. - 2-е изд., перераб. - Москва: Просвещение, 1985. – 176 с.
Цейтлин, С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. / С. Н. Цейтлин. - 4 изд. - Москва, 2013.
Цукерман, Г. А. Контроль и оценка как учебные действия ребенка. / Г. А. Цукерман. – Москва: АПК и ПРО, 2004. - 76 с.
Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. - Москва: Просвещение, 2011. - 152 с.
Канакина, В. П. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. — Москва: Просвещение, 2014. — 340 с.
Пассов, Е. И.. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению / Е. И. Пассов, Н. Е. Кузовлева – Москва: Русский язык, 2010. – 33 с.
Анащенкова, С. В. Сборник рабочих программ «Школа России» / С. В. Анащенкова, Г. В. Бельтюкова, М. А. Бантова. – Москва: Просвещение, 2001. – С. 39, 197.
Статьи из периодических и продолжающихся изданий
Воровщиков, С.Г. Достоинства и недостатки перечня универсальных учебных действий Федерального государственного образовательного стандарта общего образования / С.Г. Воровщиков // Эйдос: интернет-журн. - 2012. - № 5.
Самоконтроль является составной частью учебной деятельности и осуществляется на всех этапах ее выполнения. Он позволяет учащемуся на основе поставленной цели, намеченного плана и усвоенного образца следить за своими действиями, результатами этих действий и сознательно регулировать их. При этом в ходе самоконтроля оценивается целесообразность и эффективность самого процесса выполнения работы, намеченного плана и уже осуществленного регулирования.
Самоконтроль начинает формироваться на этапе «открытия» нового знания, и дальше продолжает формироваться на всех этапах урока.
На этапе «открытия» нового знания мы не только даем новые понятия и знания детям, а также открываем способ действия, владению которым учитель должен обучить самих учащихся. На этом же этапе создается либо алгоритм применения правила совместно с учащимися, либо памятка, либо модель, которые могут использоваться для самопроверки.