Использование сказки в развитии математических представлений детей старшего дошкольного возраста
Введение
Дошкольный возраст - это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего обучения. Задача состоит не только в том, как научиться правильно держать ручку, писать, считать, но и умению думать, творить. В умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие.
Ребенок входит в математику с самого раннего возраста. В течении всего дошкольного возраста у ребенка начинают закладываться элементарные математические представления, которые в дальнейшем будут основой для развития его интеллекта и дальнейшей учебной деятельности.
Обучение дошкольников основам математики занимает важное место. Меня интересует проблема, как обеспечить математическое развитие детей дошкольного возраста, отвечающее современным требованиям, средствами сказки.
Содержание стр.
Введение 3
Глава I. Теоретические основы использования сказки в математическом развитии детей старшего дошкольного возраста. 6
1.1. Сказка как средство математического развития детей………………………6
1.2. Особенности математического развития детей старшего дошкольного возраста 9
1.3. Система работы воспитателя в аспекте математического развития детей старшего дошкольного возраста с использованием сказки 14
1.4. Анализ программно – методического обеспечения………...……………….21
Выводы по I главе 23
Глава II. Практическая часть работа по использованию сказки
в математическом развитии детей старшего дошкольного возраста…………..25
2.1. Организационный этап……………………………………………………….26
2.2. Интерпритация результатов………………………………………………....28
2.3. Формирующий этап исследования………………………………………....33
2.4. Оценочный этап исследования ……………………………………………..37
Выводы по II главе………………………………………………………………..39
Заключение………………………………………………………………………..41
Список использованных источников……………………………………………43
Приложение
Список используемых источников
Абраменкова, В. Осторожно антиигрушка / В. Абраменкова. // Дошкольное воспитание. – 2005. - №4. –100 с.
Алиева, Т.И. Программа «Истоки»: Базис развития ребенка дошкольного возраста / Т.И. Алиева, Т.В. Антонова, Е.П. Арнаутова и др.; Науч. ред. Л.А. Парамонова и др. – М.: Просвещение, 2003. – 335с.
Алюбьева, Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет: игровые технологии/ Е.А. Алюбьева. – М.: ТЦ Сфера, 2005. –5-10с.
Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: методические материалы в помощь психологам и педагогам./ Е.А. Алябьева – М.: ТЦ Сфера, 2003
Бабаевой, Т.И. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности/Сборник под ред. Бабаевой Т.И., Михайловой З.А. . – СПб: Детство-пресс, 2007. –192с.
Белая, К.Ю. Инновационная деятельность в детском саду: метод. Пособие /М.: ТЦ СФЕРА, 2004. –13 с.
Бочкарева, Л.П. Театрально-игровая деятельность дошкольников/ Л.П. Бочкарева. – Ульяновск, 2003. –с. 112 – 116.
Воображение. Философский энциклопедический словарь. — М.: Инфра-М. — 2007. — 576 с.
Васильева, В.В. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т. С. Комарова.- М.: Просвещение, 2005.
Венгер, Л.А. Программа «Развитие» / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Н.С. Баренцева. - М.: Просвещение, 2004.
Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – СПб., 2000. – 140с.
Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – М.: Издательство Смысл, 2004. – 512с.
Галанов, А.С. Развивающие игры для дошкольников / М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 304с.
Герасимова, Е.Н. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности/ Сборник под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007 – 192с.
Горшкова, В.Г. Путь к творчеству/ В.Г. Горшкова. – М., 2001. –7с.
Интеграция состоит в использовании обследования, группировки, действий по увеличению и уменьшению по количеству, отображению как в овладении математическими умениями, так и речевыми (называние свойств, отношений, простых зависимостей), умениями конструирования, изображения форм, величин (в рисовании, лепке, аппликации). Интеграции осуществляется, прежде всего, в играх (особенно, в играх с водой и песком), практической деятельности, в ситуациях, развлечениях. В совместной деятельности с детьми используются интеграционные упражнения, ситуации («Накормим кошку Мурку», «Круг, квадрат, снова круг, квадрат, а потом…»), игры «Волшебный круг» и др. Образовательный процесс с детьми строится в соответствии с разработанным алгоритмом – выделяется ведущая тема дня.