Коррекция зрительного восприятия детей младшего школьного возраста с нарушением в интеллектуальном развитии
ВведениеАктуальность рассмотрения вопроса о коррекции зрительного восприятия детей младшего школьного возраста с нарушением в интеллектуальном развитии обусловлена рядом причин. Восприятие имеет огромное значение в жизни каждого человека: оно позволяет ориентироваться в окружающем мире, организовывать свою деятельность и поведение в соответствии с объективными свойствами и отношениями вещей. Благодаря зрительному восприятию человек получает основной объем информации об окружающем мире.
Зрительное восприятие – комплексный процесс, включающий различные структурные компоненты: произвольность, целенаправленность, зрительно-моторные координации, навыки зрительного обследования, аналитико-синтетическую деятельность зрительного анализатора, объем, константность восприятия [47].Среди отечественных специалистов проблемой развития зрительного восприятия занимались Л.А. Венгер [6], А.В. Запорожец [26], В.П. Зинченко [26] и другие.
Содержание
Введение 3
Глава 1.Теоретические аспекты изучения проблемы зрительного восприятия у детей младшего школьного возраста с нарушением в интеллектуальном развитии 6
1.1. Понятие о восприятии. Особенности зрительного восприятия 6
1.2.Психолого-педагогичекие особенности детей младшего школьного возраста с нарушением в интеллектуальном развитии 15
1.3.Особенности зрительного восприятия детей младшего школьного возраста с нарушением в интеллектуальном развитии 23
1.4. Дидактические игры и упражнения как средство коррекции зрительного восприятия детей младшего школьного возраста с нарушением в интеллектуальном развитии 27
Выводы по главе 1 35
Глава 2. Эмпирическое изучение коррекции зрительного восприятия у детей младшего школьного возраста с нарушением в интеллектуальном развитии 38
2.1.Программа и методы исследования 38
2.2.Диагностика зрительного восприятия у детей младшего школьного возраста с нарушением в интеллектуальном развитии 41
2.3.Коррекция зрительного восприятия у детей младшего школьного возраста с нарушением в интеллектуальном развитии 48
2.4.Анализ результатов исследования 55
Выводы по главе 2 63
Заключение 65
Практические рекомендации 69
Список литературы 70
Приложение 76
Список литературыАнаньев Б. Г., Дворяшина М. Д., Кудрявцева Н. А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М.: Изд-во Просвещение, 1968. 334 с.
Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Диагностика развития зрительно-вербальных функций: учеб. пособие для студ. высш. учеб. зав. М.: Изд-во Академия, 2003. 64 с.
Безруких М.М., Теребова Н.Н. Зрительное восприятие как интегративная характеристика познавательного развития // Новые исследования. 2008. №14. С.13-26.
Безруких М.М., Теребова Н.Н. Особенности развития зрительного восприятия у детей 5-7 лет // Физиология человека. 2009. №6. С.37-42.
Болдырева Л.А. Особенности психических процессов у детей с нарушением интеллекта // Проблемы современной науки и образования. 2015. №8 (38). С. 107-110.
Венгер Л.А. Восприятие и обучение: развитие восприятия в онтогенезе. М.: Изд-во Просвещение, 1977. 360 с.
Величковский Б. М., Зинченко В. П., Лурия А. Р. Психология восприятия: учебное пособие. М.: Изд-во Московского университета, 1973. 247 с.
Вересотская К. И. Узнавание изображений предметов в зависимости от изменения положения их в пространстве (Экспериментальное исследование умственно отсталых школьников сравнительно с нормальными и глухонемыми). М.: Изд-во МГПДИ, 1940. 81 с.
Виноградова А.Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка: учебное пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Изд-во Просвещение, 1985. 144 с.
Водяха Ю. Е. Психология младшего школьника: учебно-методическое пособие для студентов-психологов. Екатеринбург: Уральский гос. пед. ун-т, 2014.114 с.
Войлокова Е.Ф., Андрухович Ю.В., Ковалева Л.Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: учебно-методическое пособие. СПб.: Изд-во КАРО, 2005. 304 с.
Волокитина Т.В., Зотова А.А., Попова Е.В., Синицкая Е.Ю. Коррекция нарушений зрительного восприятия: учебно - методическое пособие. Архангельск: Изд-во КИРА, 2013. 175 с.
Младшие школьники правильно различают яркие цвета, однако испытывают трудности с восприятием слабонасыщенных оттенков.
По мнению Т.Н. Головиной, основной причиной нарушения цветоразличения является отклонение в познавательной деятельности, хотя известную роль играет понижение цветовой чувствительности. В ряде случаев установленное экспериментальным путем повышение цветовых порогов объясняется не особенностями восприятия, а тем, что в активном словаре детей отсутствуют названия многих цветовых оттенков. Возможно, что дети замечают тот или иной цвет, но называют лишь тогда, когда он становится достаточно насыщенным.
В тех случаях, когда младшие школьники с нарушением в интеллектуальном развитии пытаются назвать различаемый ими слабонасыщенный оттенок, они используют своеобразные определения. Так, например, ненасыщенный синий цвет оказывается у них «синезеленоватым» или «зеленовато-желтым». В других случаях дети используют выражения «не такой», «они разные».