Формирование нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста через игровые технологии
Введение
Актуальность темы. Актуальность проблемы очевидна, поскольку именно в дошкольный период детства закладываются основы этики, формируются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и к окружающим.
В условиях морального упадка общества, интеллектуализации образования необходимо привлечь внимание педагогов к проблемам духовного становления ребенка дошкольного возраста, формирование его внутреннего мира, эмоционально-социального развития. Но по своей природе маленький ребенок существо прежде эмоциональное; в своих поступках он руководствуется не столько усвоенными понятиями и правилами, сколько чувственными впечатлениями.
Дошкольный возраст является сензитивным для нравственного воспитания, формирования нравственных чувств, нравственной позиции, поведения. Процесс нравственного воспитания в дошкольном возрасте должен опираться на психологические закономерности данного возраста, закономерности развития нравственной воспитанности дошкольника.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ............................................................................................................... 3
ГЛАВА 1. Формирование нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста через игровые технологии ............................................. 6
1.1 Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста как научно педагогическая проблема ........................................................................ 6
1.2 Понятие игровых технологий в учебно-методической литературе ............ 14
1.3 Возрастные особенности старших дошкольников ....................................... 20
ГЛАВА 2. Экспериментальная проверка уровня нравственного воспитания дошкольников с использованием игровых технологий ..................................... 30
2.1 Критерии, показатели, уровни нравственной воспитанности дошкольников и результаты констатирующего эксперимента ........................ 30
2.2. Анализ результатов констатирующего исследования................................ 31
2.3 Формы работы по формированию нравственной воспитанности старших дошкольников посредством игровых технологий ............................................. 42
Заключение ............................................................................................................ 49
Список использованной литературы …………………….………………….... 52
Список использованной литературы
Электронные ресурсы:
http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/9432/2/2018deba.pdfhttps://vuzlit.com/484512/ponyatie_igrovyh_tehnologiy_uchebno_metodicheskoy_literaturehttps://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/08/31/vozrastnye-osobennosti-detey-starshego-doshkolnogoЛитература:
Авдулова Т. П. Предпосылки формирования морального сознания в старшем дошкольном возрасте / Т. П. Авдулова . - M.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2021. - 320 c.
Бабанский Ю. К. Педагогика / Ю. К Бабанский М.: Педагогическое общество России, 2020. 284 с.
Базова програма розвитку дитини дошкільного віку "Я у Світі" / [Наук. кер. та заг. ред. О. Л. Кононко] К.: Світич, 2019. 430 c.
Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. - М.: Педагогика, 2019. - 217 c.
Богуславская З. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. M.: Просвещение,2021. 206 c.
Гамезо М. В. Возрастная и педагогическая психология: [Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов] / М. В Гамезо, Е. А Петрова, Л. М Орлова М.: Педагогическое общество России, 2023. 512 с.
Кононко О. Л. Психологічний комфорт як умова морального становлення особистості / О. Л. Кононко // Дошкільне виховання. 2020. № 5. С 45.
По мнению В. П. Беспалько, под педагогическими технологиями понимают практическое воплощение заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса, определенной педагогической системы. В свою очередь, под педагогической системой понимается определенная совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для организованного, целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами.
Е. И. Касаткина в своей статье «Игровые технологии в образовании и воспитании» высветила свое мнение о игровых технологиях так:
«Распространенная ошибка состоит в следующем: большинство педагогов ДУЗ полагают, что игровые технологии это использование сюжетных, ролевых и других игр в учебном процессе, а также развивающих дидактических игр или игровых (сказочных) персонажей в практике работы с детьми. С точки зрения понятия «технология» это совершенно неверно.