Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с человеком-изобретателем
ВВЕДЕНИЕ
Современные условия жизни и формирование общества требуют квалифицированной подготовки подрастающего поколения, которому предстоит осваивать различные инновации и технологии. Поэтому первостепенное значение имеет развитие творческих способностей, умений и навыков в обучении и воспитании детей, начиная с дошкольного возраста. Необходимо не только научить детей пользоваться преимуществами нашего мира, но и осознанно подходить к его освоению. А для осуществления этого важно развивать у дошкольников познавательный интерес к человеку - изобретателю. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены следующие целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ЧЕЛОВЕКОМ-ИЗОБРЕТАТЕЛЕМ 7
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с человеком-изобретателем 7
1.2. Этапы и условия ознакомления детей старшего дошкольного возраста с изобретательством как разновидностью творческой деятельности человека. 12
1.3. Методы и приёмы формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с человеком – изобретателем 15
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ЧЕЛОВЕКОМ-ИЗОБРЕТАТЕЛЕМ 22
2.1. Методика выявления уровня познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста о человеке-изобретателе 22
2.2. Апробация образовательной работы по формированию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с человеком-изобретателем 32
2.3. Анализ полученных результатов 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………….........................49
ПРИЛОЖЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Артамонова О.В. Формирование у старших дошкольников отношения к творческому началу в личности взрослого человека (на примере ознакомления с предметным миром). - М., 1992. - 20с.
Басова Т. ТРИЗ в детском саду// Дошкольное воспитание. - 1995. - № 6. - С.28-35.
Белобрыкина O.A. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников // Вопросы психологии. - 2001. - № 4. - С.31-38.
Веракса Н.Е. Возникновение и развитие диалектического мышления у дошкольников. - М., 1991. - 32с.
Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 т.: Т. 4: Детская психология. — 1984, С 247.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Книга для учителя.-3-е изд. - М.. Просвещение, 1991. - 93с.: ил.
Гербарт И. Ф. Психология / Предисловие В. Куренного. — М.: Издательский дом «Территория будущего», 2007. (Серия «Университетская библиотека Александра Погорельского»). — 288 с.
Дейкина А.Ю. Развитие познавательных интересов дошкольников в процессе медиаобразования. - Барнаул, 2000. - 22с.
Козлова С.А., Куликова Т А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. -432с.
Коменский Я.А. Великая дидактика. — СПб: Типография А. М. Котомина, 1875.
Котырло В.К., Дуткевич ТВ. Роль совместной деятельности в формировании познавательной активности дошкольников//Вопросы психологии. - 1991. - № 12. - С.50-60.
Куликова Т. А. Использование проблемно-поисковых ситуаций в обучении дошкольников// Совершенствование содержания и методов обучения детей в детском саду: Межвузовский сборник научн. трудов. - М., 1987. - С.69-79.
Куликова Т. А. Использование проблемно-поисковых ситуаций в обучении дошкольников// Совершенствование содержания и методов обучения детей в детском саду: Межвузовский сб-к научн. трудов. - М., 1987. - С.69-79.
Как видно из приведенных выше фактов: творчество в личности взрослого человека является основным средством познания социальной реальности, содержащей образцы социально значимых идеалов и включающей мир технологий, открытий и изобретений. В связи с этим необходимо рассмотреть методы формирования познавательного интереса к человеку-изобретателю.
Методы и приёмы формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с человеком – изобретателем Исходя из предмета исследования, необходимо выбрать методы и приемы обучения для их правильного применения. Существует большое разнообразие методов и приемов воспитания и воспитания детей дошкольного возраста для формирования познавательного интереса. В дидактике детского сада чаще всего используется традиционная классификация методов: вербальный, наглядный и практический.