Дидактические игры как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
ВВЕДЕНИЕ
Одной из исполин основных исполин задач частное воспитания в ловушка дошкольном химикат возрасте юредический является форпост своевременное подъезд познавательное форпост развитие. юстиция Самая вдовица важная химикат сторона ловушка познавательного организованного развития – финансы мышление. Оно шелест является цветной высшей гладкий ступенью щепяной человеческого химикат познания. В заканчивать процессе эмиссия мышления беднеть отражаются щепяной существенные жительство свойства жительство предметов и артикул явлений, их хворост взаимосвязи, олеандр закономерности. ловушка Направленность здание мышления на чувство отражение щепяной существенных цейтнот свойств и юстиция предметов хворост придает ему беднеть аналитико-синтетический химикат характер, что беднеть обеспечивает феномен функцию юредический регулирования землепользование всей гладкий познавательной организованного деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение6
1 Теоретические основы проблемы исследования9
1.1 Сущность понятия «логического мышления» в психолого-педагогической литературе9
1.2 Особенности развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста14
1.3 Дидактическая игра как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста21
2 Эксперементальное исследование проблемы30
2.1 Изучение уровня развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста30
2.2 Апробация программы дидактические игры как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста34
2.3 Методические рекомендации педагогам и родителям по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста39
Заключение44
Списокиспользованныхисточников46
Приложения51
Приложение А51
Приложение Б52
Приложение В53
Приложение Г55
СПИСОКИ СПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абрамова, Г.С. Общая психология / Г.С. Абрамова –М.:Академический Проект, 2002. – 307с. Текст : непосредственный
2. Аванесова, В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду / В.Н. Аванесова; под ред. Подъякова Н.Н. М.:Просвещение, 2009 – 366 с. - Текст : непосредственный
3. Афонькина, Ю. А., Урунтаева, Г. А. Практикум по дошкольной психологии/Ю. А. Афонькина, Г. А Урунтаева. – М.: Академия, 2000 Текст : непосредственный
4. Башаева, Т. В. Лучшие развивающие задания и игры для дошкольников и младших школьников. Восприятие, речь, мышление, познавательная активность / Т.В. Башаева. – М.: РГГУ, 2017. Текст : непосредственный
5. Баринова, Н. Ребенок развивается в игре / Н. Баринова //Ребенок в детском саду. – 2010. - № 6. – С. 20-22.-Текст : непосредственный
6. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович – М.: Педагогика. - 2009. –220 с -Текст : непосредственный
7. Виногорова, Т.Ф. Изготовление дидактических игр из бросового материала / Т. Ф. Виногорова // Дошкольное воспитание. – 2013.– № 12. – С.15-18.- Текст : непосредственный
8. Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста/ Л.А. Венгер. – М.: Просвещение,2004. – 274с.- Текст : непосредственный
9. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка /Л.С. Выготский // Вопросы психологии, 2009, № 6 – С. 34-39.- Текст : непосредственный
10. Габышева С. П. Игра в шашки как средство развития логического
мышления детей старшего дошкольного возраста / С. П. Габышева, Л. В. Николаева // Междунар. студенческий науч. вестн. – 2018. – No 4/7. – С. 1055-1057.-Текст : непосредственный
11. Данилова, В.В., Рихтерман, Т.Д. Обучение математике в детском саду / В.В. Данилова. – М.: Академия, 2010. – 437с.- Текст : непосредственный
12. Доценко, Е.В. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники) /Е.В.Доценко.– Волгоград.: Учитель, 2010. Текст : непосредственный
13. Диагностика умственного развития дошкольников / подред. Л. А. Венгера, В. В. Холмовской. - М. : Детство - Пресс, 2015. Текст : непосредственный
14. Карпова, Е.В. Дидактические игры / Е.В. Карпова. -Ярославль: Академия развития, 2006 – 180 с. - Текст : непосредственный
15. Кириллова И. М. Развитие основ логического мышления у старших дошкольников посредством дидактической игры / И. М. Кириллова, А.Н. Переверзева // Педагогика: традиции и инновации: материалы VIII Междунар. науч. конф. – Челябинск : Два комсомольца, 2017. – С. 35-38.-Текст : непосредственный
16. Коноваленко, С.В. Как научиться думать быстрее и запоминать лучше. Практикум по развитию познавательной деятельности. / С.В. Коноваленко – М.: Гном и Д, 2000. Текст : непосредственный
17. Кораблина, Е.В., РоганскийА.В.Изучение индивидуально-психологических особенностей личности /Е.В.Кораблина, А.В. Роганский. – СПб.: ИНФОРМ-М,2002. – 154с.- Текст : непосредственный
18. Лаврущева О. А. Пути и средства развития мышления старших
дошкольников / О. А. Лаврущева, Ю. М. Васина // Проблемы теории и практики современной психологии : материалы XIV ежегод. всерос. (с междунар.участием) науч.-практ. конф., Иркутск, 23-24 апр. 2015 г. / редкол.: И. А. Конопак. - Иркутск : Изд-во ИГУ, 2015. – С. 152-156.-Текст : непосредственный
19. Лелявина, Н.О., Финкельштейн, Б.Б. Давайте вместе поиграем: Методические советы по использованию дидактических игр с блокамиДьенеша и логическими фигурами/ Н. О. Лелявина, Б.Б. Финкельштейн– СПб: ООО Корвет,2002 – 196с.- Текст : непосредственный
20. Лупеко, Е. Дидактические игры/ Е. Лупеко // Дошкольное воспитание. – 2011. – №8. – С. 20–22.-Текст : непосредственный
21. Люблинская, А.А. Очерки психического развития ребенка/А.А.Люблинская– М.: Просвещение, 1965. – 364с.- Текст : непосредственный
22. Маслаков, А. Г. Общая психология/А. Г.Маслаков. –СПб.: Питер, 2001. Текст : непосредственный
23. Менжерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре: пособие для воспитателей детского сада/ Под ред. Т. А. Марковой. – М.: Просвещение, 1982. Текст : непосредственный
Для определения уровня развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста была использована методика «Деление на группы» [43].
Цель данной методики: определить уровень сформированности такой операции логического мышления как классификации. Ребенку показываются геометрические фигуры и предлагают выполнить задание, после чего проводят анализ результатов.
Следующая методика, которая была использована для диагностики уровня логического мышления – «Нелепицы» Р.С. Немова [25].
Ее цель: определить уровень сформированности такой операции логического мышления как анализ. Определить умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль, строить логические связи и отношения между объектами этого мира. Например, животными, их образом жизни, природой (приложение
Третья методика, с помощью которой можно оценить уровень логического мышления: «Последовательные картинки», А.Н. Бернштейн [23].
Цель методики: определить способность к логическому мышлению, обобщению, умению понимать связь событий и строить последовательные умозаключения, определить уровень развития связанной речи.
После выполнения ребенком каждой методики была проведена обработка результатов и выявлен уровень сформированности соответствующего компонента системного мышления. На основании обработки данных по всем методикам получили интегральную оценку уровня сформированности системного мышления ребенка.
Результаты, полученные в ходе констатирующего этапа, показаны в таблице 2.