Обучение монологическому высказыванию на основе плана-опоры
ВВЕДЕНИЕ
Монологическая речь – одно из ведущих коммуникативных умений, формируемых в образовательном процессе, в том числе при обучении иностранным языкам. Проблема обучения монологической речи получила свое всестороннее освещение в работах по методике преподавания иностранных языков давно (научные труды И. Л. Бим, В. А. Бухбиндера, М. Л. Вайсбурд, П. Б. Гурвича, Н. П. Каменецкой, Т. А. Ладыженской, Б. А. Лапидуса, А. А. Леонтьева, Р. П. Мильруд, Г. В. Роговой, В. Л. Скалкина и других исследователей). Психологические проблемы обучения монологической речи затрагивались в работах В. А. Артемова, Н. И. Жинкина, И. А. Зимней, А. А. Леонтьева и др. Существует и ряд исследований, касающихся вопросов обучения монологической речи с использованием вербальных опор (труды Н. Д. Гальсковой, В. Б. Царьковой, О. Л. Грозы, Я. М. Колкера, Е. И. Пассова, К. В. Старкова). Однако, несмотря на фундаментальный научно-педагогический опыт, по-прежнему существует
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОМУ ВЫСКАЗЫВАНИЮ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ6
1.1. Психологическая характеристика учащихся 8-9 классов6
1.2. Обучение монологическому высказыванию в контексте использования вербальных опор13
1.3. Обучение монологической речи в процессе подготовки к ОГЭ по английскому языку25
Глава II. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОМУ ВЫСКАЗЫВАНИЮ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАНА-ОПОРЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ30
2.1. Подготовка к опытно-экспериментальной работе30
2.2. Констатирующий этап. Результаты предэкспериментального среза32
2.3. Формирующий этап. Разработка и апробация серии упражнений по формированию монологических умений и навыков с планом-опорой в процессе подготовки к ОГЭ по английскому языку.38
2.4. Контрольный этап. Подведение итогов.47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК52
ПРИЛОЖЕНИЯ58
Авдулова Т. П. Психология подросткового возраста [Текст] : учеб, пособие для студ. учреждений высш. Образования / Т. П. Авдулова. М. : Издательский центр «Академия», 2014. С. 240.
Алпатова Р. С., Биболетова М. З. Вопросы контроля обученности учащихся иностранному языку [Текст] : Методическое пособие. Обнинск: Титул, 1999. С. 78.
Батюта М. Б. Возрастная психология [Текст] : учеб. пособие / М. Б. Батюта. М. : Логос, 2011. С. 306.
Бим И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника [Текст] / И. Л. Бим. М. : Просвещение, 1977. С. 278.
Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка: Изучение мотивации поведения детей и подростков [Текст] / Л. И. Божович. М. : Педагогика, 1972. С. 352.
Борисова Е. Н. Использование вербальных опор в обучении иностранному языку будущих педагогов-музыкантов [Текст] / Е. Н. Борисова // Среднее профессиональное образование. 2011. N 11. С. 42-44.
Бредихина И. А. Методика преподавания иностранных языков. Обучение основным видам речевой деятельности [Текст]: учеб. пособие / И. А. Бредихина. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2018. С. 104.
Вербицкая М. В. Методические рекомендации обучающимся по организации индивидуальной подготовки к ОГЭ. Английский язык [Текст] / М. В. Вербицкая, К. С. Махмурян, Н. А. Спичко, Н. Н. Трубанева. М.: Федеральный институт педагогических измерений, 2020. С. 13.
Веселова Ю. С. Основной государственный экзамен. Английский язык. Комплекс материалов для подготовки учащихся [Текст] / Ю. С. Веселова. М.: Интеллект-Центр, 2017. С. 128.
Веселова Ю. С. Английский язык. Основной Государственный Экзамен. Готовимся к итоговой аттестации [Текст] / Ю. С. Веселова. М.: Издательство «Интеллект-Центр», 2022. С.136.
Габеева К. А. Развитие умений монологической речи на иностранном языке в основной школе[Текст] / К. А. Габеева //Иностранные языки в школе. 2017. N12. С.41-45.
Габеева К. А. Ф
Стихотворения, песни.
Тексты и микротексты (они могут быть любого содержания, но несложные в языковом отношении – фабульные, описательные, информативные, который учащиеся могут изложить, обсудить и т. д.).
Сентенции (пословицы, афоризмы, крылатые выражения, которые могут стать темой монологического высказывания).
Экспозиции (газетное сообщение, театральная программа, объявление, микрорассказ, изложение разных точек зрения, т.е. все, что содержит проблематику, стимул к дискуссии, выражение своего отношения и т. д.).
Ситуации (краткое изложение реальных или воображаемых обстоятельств и положений, стимулирующее учащихся к монологической речи в жанре рассказа, комментирования, описания и т. д.).
Как видим, существует большое количество вербальных опор. Их назначение – непосредственно или опосредованно помочь порождению речевого высказывания за счет вызова ассоциаций с жизненным и речевым опытом учащихся.
Опоры всегда информативны.