Изучение вводных слов в русской и туркменской школе
ВВЕДЕНИЕ
Вводные конструкции являются довольно поздним по времени возникновения видом осложнения предложения. «До ХV века в памятниках русской письменности они единичны, в ХV — ХVII вв. расширяются состав и функции вводных конструкций, с ХVIII в. получают распространение вводные слова и словосочетания, передающие уверенность, предположительность, эмоциональное отношение говорящего к сказанному» [Акимова, Вяткина 2009: 215].
Как утверждает С. В. Андреева, в практическом плане вспомогательные единицы общения, в частности вводные слова, являются одним из ведущих факторов эффективности / неэффективности диалогов «человек – человек» и «человек – машина» [Андреева 2021: 20]
При изучении вводных слов и конструкции в школе обучающимся в первую очередь следует опираться на отчетливое представление о структуре простого предложения.
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
Глава1.История и современное состояние изучения вводных слов……………………………………………………………………….5
1.1 Категория вводных слов по данным лингвистических источников…5
1.2 Классификации вводных слов по значению…………………………..9
1.3 Вводные слова в аспекте изучения РКИ………………………………18
Глава 2. Изучение темы «Вводные слова» в средней школе ……………..…27
2.1 Анализ теоретических материалов темы «Вводные слова» в русском
и туркменском учебниках ………………………………………….....27
2.2 Анализ объёма и содержания упражнений по теме в русском и туркменском учебниках………………………...…………………...…30
2.3 Категории трудности при изучения темы «Вводные слова »……..…………………………………………………………….39
Заключение…………………………………………………………………........43
Список использованных источников………………………………………………….…………………...45
Приложение…………………………………………………………………………
Список использованных источников
Акимова Г. Н., Вяткина С. В., Казаков В. П., Руднев Д. В. Синтаксис современного русского языка: учебник для студ. высш. учеб. заведений. Под ред. С. В. Вяткиной. СПб: СПбГУ, М.: Академия, 2009. 346 с.
Акишина А. А, Каган О. Е. Учимся учить: для преподавателя русского языка как иностранного. 2-е изд., испр. и доп. М.: Рус. яз. Курсы, 2002. 256 с.
Андреева С. В. Вспомогательная единица // Эффективность коммуникации: влияние сфер общения на факторы ее достижения. Саратов.: Наука,2021. С. 7-21.
Бабайцева В. В., Максимов Л. Ю. Современный русский язык: Синтаксис. Пунктуация: учеб. пос. М.: Просвещение, 1981. 271 с.
Балашова Л. В., Дементьев В. В. Русский язык. Саратов: Лицей, 2005. 1056 с.
Белошапкова В. А., Брызгунова Е. А., Земская Е. А. Современный русский язык: учеб. для филол. спец. ун-тов. Под ред. В. А. Белошапковой. 2-е изд., испр. и доп. М.: Высш. шк., 1989. 800 с.
Большой толковый словарь русского языка. Под ред. Кузнецова С. А. СПб: Норинт, 2009. 1536 с.
Бочина Т. В., Агеева Ю. В. Обсуждаем, разговариваем, спорим: учебное пособие по русскому языку для иностранных студентов / Т. Г. Бочина, Ю. В. Агеева. Изд-во Казань ун-та, 2014. 144 с.
Вагнер В. Н. Методика преподавания русского языка. М., 2001.
Виноградов В. В. О категории модальности и модальных словах в русском языке // Избранные труды. Исследования по русской грамматике. М., 1975. С. 53–87.
Виноградов В. В. Русский язык: Грамматическое учение о слове: учеб. пос. для вузов. Отв. ред. Г. А. Золотова. 3-е изд., испр. М.: Высш. шк., 1986. 640 с.
Востоков, А. Х. Сокращенная русская грамматика Александра Востокова / А. Х. Востоков. – Изд. 13-е. – СПб: тип. Имп. Акад. наук, 1864. – 62 с.
Григорьева В. П., Зимняя И А., Мерзлякова В. А. Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности. М., 1985.
Греч, Н. И. Практическая грамматика русского языка / Н. И. Греч. – СПб: тип. Н. Греча, 1834. – 526 с.
Минимум вводных слов и словосочетаний, необходимый для полноценного общения иностранным учащимся, владеющим русским языком на продвинутом уровне, был составлен А.А. Акишиной и О.Е. Каган по материалам «Частотного словаря современного русского языка» О.Н. Ляшевской, С.А. Шарова из лексических единиц, обладающих наиболее высокой частотностью в современном русском языке. В целях более эффективного освоения материала иностранными учащимися, была выбрана следующая классификация вводных слов и словосочетаний в зависимости от значения:
вводные слова и сочетания слов, выражающие чувства, эмоции и отношение говорящего к сообщению (11 лексических единиц);
вводные слова и сочетания слов, выражающие уверенность / неуверенность (13 лексических единиц);
вводные слова и сочетания слов, указывающие на последовательность и связь явлений, мыслей в тексте (24 лексические единицы);