Развитие связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами логопедических сказок
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Развитие связной речи главная задача речевого воспитания детей. Это связано в первую очередь с его социальной значимостью и ролью в развитии личности. Именно в связной речи реализуются основные, коммуникативные, языковые и речевые функции.
Связная речь высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др. Овладение связной устной речью главное условие успешной подготовки к школе.
Вопросы развития связной речи изучались А.М. Бородич, Л.С. Выготским, А.А. Леонтьевым, Ф.А. Сохиным, Е.И. Тихеевой и др.
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста и факторы ее формирования изучались В.В. Гербовой, Э.П. Коротковой, Н.М. Крыловой, В.И. Логиновой, Г.М. Ляминой, Е.И. Радиной, Е.А. Флериной.
Особое значение приобретают вопросы развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи (далее ОНР). Значитель
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы развития связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами логопедических сказок …………………………….…..
Связная речь как предмет психолого-педагогического исследования…..
Особенности развития связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи ………………………………………………………….….
Логопедические сказки как средство развития связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи..………..……………..…….
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами логопедических сказок …..
2.1 Организация и методы исследования…………………………………...….…
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента ..………..……………
2.3 Содержание логопедической работы по развитию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами логопедических сказок
2.4 Анализ результатов контрольного эксперимента……………….…...………
Заключение…………..……………..…….……………………………………….
Список литературы……….………………………………………………………
Приложения………………………………………………………………………..
Приложение А Список детей
Приложение Б Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам
Приложение В Примеры пересказов
Приложение Г Методика В.П. Глухова
Приложение Д Карты ПроппаПриложение Е Конспект логопедического занятия
Приложение Ж Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алабужева, С.В. Риторика для старших дошкольников и младших школьников [Текст] / С.В. Алабужева. – М.: «Удмурсткий университет», Ижевск, 2013. Разд.2. – Гл.2. – С.402-445.
2. Акименко, В.М. Речевые нарушения у детей [Текст] / В.М. Акименко. – М.: метод. пособ., 2010. С. – 123-141.
3. Аникин, В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор [Текст] / В.П. Аникин. – М.: учеб.пособ., 2013. – С.105-123.
4. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет [Текст] / А.Г. Арушанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 128с.
5. Бережнова, О.В. Фольклорные произведения в воспитательной работе дошкольного учреждения [Текст] / О.В. Бережнова. – СПб.: Образование и общество, 2018. – 9с.
6. Бородич, А.М. Методика развития речи у детей [Текст] / А.М. Бородич. – М.: Просвещение, 2019. – 149 с.
7. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст] / В.К. Воробьева. – М.: Сфера, 2019. – 324 с.
8. Волкова Л.С. Логопедия [Текст] / Под ред. Волковой Л.С. – М.: Владос, 2019. – 547 с.
9. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Лабиринт, 2019. – 352 с.
10. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Лабиринт, 2022. – 352 с.
11. Виньков, Ю. В. Пословицы как средство развития речи [Текст] / Ю.В. Виньков. – СПб.: Русский язык в школе, 2020.Т.2. – № 2. – С.9-16
12. Гавриш, Н.С., Загрутдинова М.Г. Использование малых
фольклорных форм [Текст] / Н.С. Гавриш, М.Г. Загрутдинова. – М.:
Академия, 021. –Т.3. – № 9. С.15-18.
13. Генинг, М.Г., Герман, Н.А. Обучение дошкольников правильной речи [Текст] / М.Г. Генинг, Н.А. Герман. – М.: учеб.для студ.,2021.– 216 с.
14. Глухов, В.П. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи [Текст] / В.П. Глухов // Логопедия. – 2015. – Т.2. – № 3. С.13-24.
15. Глухов, В.П. Основы психолингвистики [Текст] / В.П. Глухов. – М.: Айрис - Пресс, 2015. – 321 с.
16. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст] / В.П. Глухов. – М.: Просвещение, 2014. – 345 с.
17. Грибова, О.Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит? [Текст] / О.Е. Грибова. – М.: Метод.пособие, 2021. – 48 с.
18. Громова, О.Е. Норма и задержка речевого развития у детей [Текст] / О.Е. Громова. – М.: Дефектология, 2009. – Т.3. – №2. – С.66-69.
19. Дуванова, С.П. Взаимосвязь уровня развития мелкой дифференцированной моторики пальцев рук и речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / С.П. Дуванова, Е.Ю. Тебелева // Школьный логопед. – 2018.Т.1. – № 6. – С.423-428.
20. Еретнова, Г.М. Ребенок не говорит. Что делать? [Текст] / Г.М. Еретнова. - М.: Логопедия. 2021. №1. С.30-32.
21. Илькова, А. П. Педагогические условия включения пословиц и поговорок в систему развивающей речевой работы с дошкольниками [Текст] / А.П. Илькова. – М.: Логопедия, 2021. – 72 c.
22. Куприна Л.С. Знакомство детей с русским народным творчеством [Текст] / Л.С. Куприна – М.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2021. – 216 с.
23. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики [Текст] / А.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 2021. – 288 с.
24. Лалаева Р.И. Логопедия [Текст] / Р. И. Лалаева. – М.: Владос,
2020. – 304 с.
25. Лукацкий, М.А. Психология [Текст] / М.А. Лукацкий. – М.: Эксмо, 2021. – 416 с.
- создавать у ребёнка радостное, приподнятое настроение;
- устанавливать эмоциональный контакт с малышом;
- активизировать речевое общение;
- оказывать ненавязчивое воспитательное воздействие;
- пополнять запас знаний и сведений дошкольника;
- совершенствовать познавательные процессы (внимание, восприятие, воображение, память, мышление);
- развивать речь (причём, все её компоненты, относящиеся как к звуковой, так и смысловой сторонам) [37]. Также в коррекционной работе используются логопедические сказки, разработанные на основе авторских и несущие определенную лексическую или грамматическую нагрузку. Так, широко востребованы в работе логопедов и воспитателей дошкольных учреждений логосказки, игры и упражнения, подобранные Г.А. Быстровой, Э.А. Сизовой, Т.А. Шуйской. При этом, несмотря на богатый выбор различных видов сказок и на недостатки, которые отдельные исследователи находят в использовании произведений устного народного тво