Формирование иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся 9-х классов через использование кейс-технологии
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность изучения проблемы формирования иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся 9-х классов через использование кейс-технологии обуславливается следующими факторами:
- на данном этапе становления и развития нашей страны, ориентирующейся на повышение роли международного общения и интеграцию в международное пространство, растет потребность в квалифицированных и образованных специалистах, свободно общающихся на английском языке.
- социальный заказ системе общего основного образования, определенный Федеральным государственным общеобразовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО), предполагает достижение определенных результатов обучения, в том числе в образовании в области иностранного языка. В условиях введения ФГОС ООО одним из таких результатов является формирование иноязычной коммуникативной компетенции, направленной на восприятие иностранной устной и письменной речи, а также на развитие речевого этикета. [103]
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ13
1.1 Понятие иноязычной коммуникативной компетенции и её структура13
1.1.1 Понятие иноязычной коммуникативной компетенции13
1.1.2 Структура иноязычной коммуникативной компетенции20
1.2. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции25
1.2.1 Уровни иноязычной коммуникативной компетенции.25
1.2.2. Педагогические условия формирования иноязычной коммуникативной компетенции34
1.3. Психолого-возрастные особенности детей среднего школьного возраста37
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ44
ГЛАВА 2. ОПЫТНО- ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ КЕЙС- ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ47
2.1 Технология развития иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся основной общей школы47
2.1.1 Кейс-технология как средство развития иноязычной коммуникативной компетенции47
2.1.2 Типология кейсов для формирования иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся 9-х классов62
2.1.3. Методический потенциал кейс-технологии в формировании ИКК обучающихся я 9-х классов.69
2.1.4. Проблемы формирования ИКК с использованием кейс-технологии обучающихся 9-х классов74
2.2 Апробация системы упражнений для формирования ИКК обучающихся 9-х классов через использование кейс-технологии77
2.3. Рекомендации по формированию ИКК обучающихся 9-х классов через использование кейс-технологии77
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ96
ЗАКЛЮЧЕНИЕ96
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ105
ПРИЛОЖЕНИЯ117
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абрамова С.Г. Феномен индивидуальности в образовании // Новые ценности в образовании: индивидуальность в образовании. — 2004. — Вып. 2 (17).
2. Азимов Э.Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Издательство ИКАР, 2019. – 448 с.
3. Азизова М.А. мотивация в обучении // Экономика и социум. 2021. N°5-1 (84).
4. Албегова А.В. Особенности самооценки в подростковом возрасте / А. В. Албегова // Педагог- профессионал в школе будущего: Материалы V Всероссийской молодежной конференции, Элиста, 22 апреля 2022 года / Редколлегия: С.В. Белова, Т.С. Хазыкова. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2022. С. 16-20.
5. Амонашвили Ш.А., Шаталов В.Ф., Лысенкова С.Н. Педагогическая энциклопедия. - Краснодар: 1989. С. 18-41.
6. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. 124 с.
7. Ариан М.А. Повышение самостоятельности учебного труда школьников при обучении иностранным языкам. Иностранные языки в школе. 2018. №6. С.17-21.
8. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: методические основы / Ю.К. Бабанский. - Москва: Просвещение, 1982. -192 с.
9. Байкова Е.С. Социализация подростков // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 76–2. С. 112–113.
10. Банарцева А. В. Коммуникативный подход в обучении иностранному языку // Вестн. Сам. гос. техн. ун-та. Сер. Психолого-педагогич. науки. 2017.
11. Басина А. Методика преподавания иностранного языка в начальной школе. Москва, «Школьный мир» 2017. 128 с.
12. Батраева О. М. Игровые технологии как средство активизации учебного процесса при формировании коммуникативной и социокультурной компетенций [Текст]/ О. М. Батраева // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. — СПб.: Реноме, 2012. -С. 311–314.
13. Безземельная О. А., Баишева З. В. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранным языкам // Вестник УЮИ.
2022. N94 (98).
14. Безукладников К.Э., Безукладников В.К., Прохорова А.А. исследование лингвоцифровой компетенции в контексте общей функциональной грамотности// Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. 2022. N°2.
15. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989.
16. Беспалько В.П. Педагогическая технология // Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х т. - М., 1999. - Т. 2.
17. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия): [учеб.-метод. пособ.]. Беспалько В. П. Воронеж, 2019. 351 с.
18. Бигич О.Б. Кейсова и подкаст технологии формирования межкультурной компетентности: коллективная монография. А. Б. Бигич, Д.А. Руснак, В.В.Стрелец, Т.И. Коробейникова, А.В. Ярошенко, В.Д. Игнатенко, общ. и науч. ред. О. Б. Бигич. Москва.: Изд. центр КНЛУ, 2017. 160 с.
19. Бигич О.Б., Бориско Н.Ф., Борецкая Г.Е. Методика обучения иностранным языкам и культурам: теория и практика. Москва. 2018.
20. Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. – М.: Просвещение, 1988. – 358 с.
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ
В первой главе рассмотрены теоретические основы исследования формирования иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся в основной общеобразовательной школе.
1. Проведенный анализ научной литературы позволяет утверждать, что иноязычная коммуникативная компетенция является накапливаемой готовностью и способностью личности к осуществлению межкультурного и межличностного иноязычного общения, в рамках той или иной сферы деятельности.
Иноязычная коммуникативная компетенция является многокомпонентной. В соответствии с данным нами определением, рассмотрен структурный состав иноязычной коммуникативной компетенции. Было выявлено, что ядерными компонентами иноязычной коммуникативной деятельности является: