Формирование фонематического восприятия у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН)

Скачать диплом с рассмотрением коррекции фонематических процессов у старших дошкольников, страдающих фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Author image
Askar
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
24.08.2024
Объем файла
146 Кб
Количество страниц
65
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
1920 руб.
2400 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕПроблемы речевого развития представляют собой одну из наиболее значимых задач в области психологии и логопедии. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН) является распространенным нарушением, сопровождающимся затруднениями в правильном произношении и восприятии звуков речи. Формирование фонематического восприятия у старших дошкольников с ФФН представляет собой важную проблему, направленную на преодоление трудностей речевого развития и обеспечение успешной социальной и учебной адаптации детей.
Современные исследования в области фонетики и фонематики подчеркивают значимость раннего развития фонематического восприятия у детей. Фонематическое восприятие представляет собой способность различать и адекватно воспринимать звуковую структуру речи. Оно является фундаментальным элементом для формирования правильного произношения и понимания речи в аспекте звукового материала. 

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. Теоретические основы развития и коррекции фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 10

1.1 Онтогенез и особенности развития фонетико-фонематической стороны речи у детей 10

1.2 Влияние фонематического восприятия на развитие речи 17

1.3 Методы развития и коррекции фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим нарушением в современной логопедической литературе. 24

Вывод по первой главе 33

Глава 2. Организация и методика изучения фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФН 35

2.1 Цель и задачи констатирующего эксперимента 35

2.2 Обработка результатов исследования 42

2.3. Методические рекомендации для основных направлений логопедической работы по формированию фонематического восприятия у старших дошкольников с ФФН 51

Выводы по главе 2. 59

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60

Список литературы 62

Список литературыАйзман Р. И. Медико-биологические основы дефектологии. — М.: Юрайт, 2020. — 225 с.
Бегидова Т. П. Основы адаптивной физической культуры: учеб. пособие для вузов / Т. П. Бегидова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2017. — 191 с.
Бабаева,Т. И. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Т.И. Бабаева,З. А. Михайлова. – Спб.: «Детство Пресс», 2007.
Большакова, С.Е. Речевые нарушения и их преодоления: сб. упражнений / С.Е. Большакова. – М.: Сфера, 2005. – (логопед в школе). – 125с
Быстрова, Г. А. Логопедические игры и задания [Текст]: Кн.для логопеда /Г. А. Быстрова, Э. А. Сизова , Т. А. Шуйская.— СПб.: ―Каро‖, 2002. —127с.
Варенцова, Н.С.Развитие фонематического слуха у дошкольников [Текст]/Н. С. Варенцова, Е. В. Колесникова. – М.:2007.—160с.
Визель, Т.Г. Речевое развитие ребенка [Текст] / Т.Г. Визель. – М.: ЮВЕНТА, 2012. – 126 с.
Вильшанская, А.Д. Работа учителя-дефектолога дошкольниками с ОВЗ [Текст] / А.Д. Вильшанская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2014. – № 6. – С. 22-32.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. М. Педагогика. 1991- 480с.
Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т 2. М. Педагогика. 1989- 540с.
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 2001.-367 с.
Голубева, Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников [Текст]: методическое пособие /Г. Г. Голубева. - СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2010. –10с.
Горчакова, А. М. Пути преодоления фонематического недоразвития у дошкольников [Текст] / А. М. Горчакова // Практическая психология и логопедия. 2016. — № 5. — 5 – 12с
Доронова, Т.Н. На пороге школы / Т.Н. Доронова. – М., 2002.-41с
Дурова Н. В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие - М.: Мозаика-Синтез, 2000г.- 260с
 

Но благодаря слуховому контролю двигательный образ звука соотносится, с одной стороны, с произношением взрослого (с образцом), а с другой - с собственным произношением. Различение этих двух образов и лежит в основе совершенствования артикуляции и произношения звуков ребёнком. [11]
Правильное произношение возникает только тогда, когда оба образа совпадают (Д.Б.Эльконин)[55].
Р. Е. Левина замечает, что акт произношения в норме следует рассматривать как завершение акустического процесса, направленного на выделение соответствующего звука и его различия среди других. [27]
В поступательном развитии фонематического восприятия ребёнок начинает со слухового различения далёких звуков (например, гласных - согласных), затем переходит к различению тончайших нюансов звуков (звонких - глухих или мягких - твёрдых согласных).