Единоначалие как модель управления театром. Проблемы и перспективы
Введение
Выбор темы дипломной работы обусловлен интересом к процессу управления театром. Грамотно выбранная модель управления гарантирует театру успешное существование, зрительский интерес, развитие. Каждый театр определяет для себя наиболее подходящую ему модель управления, на это влияет большое количество разных факторов. Существует две центральные модели управления театром: двоевластие, при котором обязанности разделены на творческие и административные между двумя лидерами и единоначалие, при котором обязательства за все составляющие жизни театра лежат на одном человеке. Мой интерес привлекла именно эта модель управления. Дополнительным фактором в выборе темы стал факт не изученности театрального дела под таким углом.
Актуальность темы выражена в активном распространении единоначалия как модели управления театрами сегодня.
Введение 3
Глава 1. 5
1.1. Существующие модели управления театром сегодня 5
1.2. Императорские театры. Дирекция императорских театров. Модель директорского единоначалия. 13
1.3. Московский художественный театр. Предпосылки к созданию двоевластия в театре. 19
1.4. Театр Комиссаржевской как пример частного режиссерского театра с директорским единоначалием 23
1.5. Мейерхольд в императорском театре. 26
1.6. Революция 1917 года. Возрастание роли режиссера в театрах 27
1.7. Камерный театр Таирова. Возрастание роли режиссера в процессе управления театром. 30
1.8. Театр Вахтангова 32
1.9. Создание ВКИ. Влияние ВКИ на модель управления театром 33
2-ая глава 35
2.1. Театральный эксперимент. Появление должности художественного руководителя. 35
2.2. Московский Художественный театр при Табакове 42
2.3. Театр им. Пушкина. Евгений Писарев. 48
2.4. Театр Вахтангова. Крок. 53
2.5. Анализ моделей управления в Московских театрах сегодня 56
Заключение 59
Список используемых источников 62
Приложения 67
Список используемых источников
Книги и диссертации
Акимов Н.П. Театральное наследие/ Под ред. С. Л. Цимбала. Сост. и комм. В.М. Миронова: В 2 кн. Л.: Искусство, 1978. Кн. 1. Об искусстве театра. Театральный художник.
Безгин И. Д. Организация и творчество : некоторые вопросы истории и современной практики управления театром : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.01. - Ленинград, 1974. - 216 с.
Беляев Ю. О Комиссаржевской//Новое время. 1906. 29 нояб. Привод. По: Мейерхольд в русской театральной критике.
Бибикова А. В. Роль лидера творческого исполнительного коллектива в воплощении художественного произведения : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.09 / Бибикова Анна Валерьевна; [Место защиты: Сарат. гос. консерватория им. Л.В. Собинова]. - Саратов, 2018. - 172 с
В.Э. Мейерхольд, Наследие. Автобиографические материалы. Автобиографии. Фрагменты воспоминаний. Анкеты разных лет. Приложение. В 2 ч. Часть 2. М.: О.Г.И, 1998.
Вахтангов Е.Б. Дневники. С художника спросится // Е. Вахтангов. Документы и свидетельства: В 2 т. – Москва, 2011.
Дайн Крейн. Размышления о мировом арт-рынке: последствия для социологии культуры // Soc.estado. №24. 2009.
Джо Каст. Прекращается ли искусство, когда начинается управление? // Asia Pacific Journal of Arts and Cultural Management №7. 2010
Жизнь по закону развивающей красоты: Сб. статей об А.И. Сумбатове-Южине/ Сост. В.В. Подгородинский; предисл. Б.Н. Любимова. М., 2007.
Зуев Г.И. Петербургская коломна. - СПб.: Центрполиграф, 2007. - 820 с.
Клятис А.С. Комиссаржевская. - М.: Молодая гвардия, 2018. – 352с.
Князь Александр Иванович Сумбатов-Южин: Воспоминания; Статьи; Исследования / Сост. В.В. Подгородинский; предисл. Б.Н. Любимова. М., 2007.
Опочинин Е. Н. Русский театр, его начало и развитие : исторический очерк / Е. Опочинин ; Гос. публич. ист. б-ка России. - Москва : Гос. публич. ист. б-ка России, 2005. - 172 с.
«Новый драматический» столкнулся с трудностями, которые выражались в отказе публики воспринимать театральные эксперименты режиссера Мейерхольда. Возмущала интерпретация классики, возмущало то, что пьесу иногда невозможно узнать, настолько она изменена. Все это наносило ущерб театру, и после окончания первого театрального сезона у Комиссаржевской возникло «ощущение близкой творческой гибели». Еще одним важным моментом является тот факт, что директор Комиссаржевская – артистка. То есть, мы рассматриваем пример управления театром двумя творческими личностями. Почему это важно? Потому что Веру Федоровну, помимо отрицательной реакции зрителей, волновало также то, что в спектаклях Мейерхольда не было ни одной роли, которая бы понравилась критикам и самой артистке. Она чувствовала, что ее работа в театре стала пассивной, ее перестало устраивать и творческое развитие артистов труппы театра.