Упражнения с кинетическим песком как технология опережающего когнитивного развития дошкольников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
Каждое новое поколение ставит перед миром свои условия развития. Поколение Z, сменяется на поколение “Альфа”. Современные дети продукт цифровизации, во многом опережающие в развитии своих сверстников, рождённых всего лишь пару десятилетий назад. В данных условиях не может не меняться образование.
“Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения различных технологий в практику работы детских садов. ФГОС ДО требует изменений подхода к взаимодействию взрослых и детей. В связи с этим перед педагогами дошкольниками встала задача пересмотра приоритета профессиональной деятельности. Главное – не просто передать какие-либо знания, а развить познавательный интерес у детей и осуществить преемственность дошкольного и начального школьного обучения через современные педагогические технологии”. Ребенок перестает быть объектом образовательной деятельности, он должен стать субъектом.
Л. С. Выготский писал: «Т
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …................................................................................................................2
1 глава.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.
1.1 Особенности когнитивного развития дошкольников.......................8
1.2 Анализ факторов влияющих на опережающее развитие дошкольников.............................................................................................23
1.3 Обзор технологий дошкольного образования, способствующих опережающему развитию когнитивной сферы дошкольников.............30
Выводы по главе 1......................................................................................47
2 глава
ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ.
2.1 Цель, задачи и гипотеза исследования...............................................49
2.2. Методика исследования......................................................................50
2.3 Результаты исследования.....................................................................55
2.4. Обсуждение результатов исследования.............................................71
Выводы по главе 2.......................................................................................72
Заключение …..............................................................................................73
Список литературы......................................................................................75
Приложения..................................................................................................86
Список литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155) с изменениями и дополнениями от 21 января 2019 г. https://base.garant.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/]
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023) https://edu.sbor.ru/sites/default/files/FZ273_23.pdf"Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/?ysclid=licrva5mmk306518292
Большой психологический словарь / Под ред. Б. Мещерякова, В. Зинченко. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК; М.: ОЛМА-Пресс, 2003 (ПФ Красный пролетарий). - 666 с.: ил.; 27 см. - (Психологическая энциклопедия).; ISBN 5-93878-086-1
Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред. - сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005. - 176 с.
Дубровина, И. В. Словарь для начинающего психолога / И. В. Дубровиной - Спб.: Питер, 2014. – 160 с.
Зинченко В. П. Мещеряков Б. Г. Большой психологический словарь / В.П.Зинченко, Б. Г. Мещеряков. - АСТ; АСТ-Москва; Прайм-Еврознак; Москва; СПб; 2008.
Ануфриев А. Ф. Научное исследование: курсовые, дипломные, диссертационные работы. - М.: Ось-89, 2004. - 112 с.
Андерсон Д. Когнитивная психология. / Д. Андерсон. - 5-е изд. - СПб.: Питер, 2012. - 496 с.
Андреенко Т. А. Использование кинетического песка в работе с дошкольниками. Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС. 2017. Соавторы: Дмитриева И. А., Матюшина Д. С., Ивлева И. П., Рябова Н. Н., Бардычевская А. А., Новикова Л. З., Спасская О. А., Францева М. А., Мальцева Л. В.
Ахутина Т.М, Матвеева М. Ю., Лунина Н. В. Диагностическая тетрадь - учебное пособие: Издательство: ООО Издательство "Национальное образование":
Современному дошкольнику трудно дается концентрация на каком-либо занятии. Часто ребенок находится в практически постоянном, непрерывном движении. В возрастной психологии прочно прижилось понятие «клиповое мышление», опирающееся в своем формировании на обработку информации по типу рекламного или музыкального ролика.”Детский контент на данный момент запрограммирован на получение информации самым простым способом, щёлкнул клавишей и всего достиг, а при этом дети гиперактивны, и и зачастую не способны к длительному сосредоточению. Да и за чем, современные мультфильмы не заставляют думать, сопереживать. Дети, первый раз посмотревшие” Винни Пух и день хлопот“ аплодировали, их так потрясли простые и понятные детям истины.
Как уже подчеркивалось ранее, современные игрушки не оставляют детям платформ для творчества и развития воображения, даже конструкторы” слепляются“ сами, почти без прикладывания усилий со стороны ребенка. Можно отметить, что подобные конструкторы развивают