Изучение фразеологии в школьном курсе русского языка
Введение
Фразеология – одно из самых ярких и действенных выразительных средств языка. Она делает нашу речь более яркой, точной, эмоциональной и выразительной. Не случайно фразеологизмы образно называют жемчужиной русского языка. Фразеологические единицы составляют уникальный, довольно большой пласт современного русского языка. Различные чувства и переживания можно выразить гораздо точнее, эмоциональнее, если включать в речь фразеологизмы.
Благодаря фразеологизмам до нас дошли исторические факты из прошлого народа. «Особую роль в трансляции культурно-национального самосознания народа и его идентификации как такового играет фразеологический состав языка, так как в образном содержании его единиц воплощено культурно-национальное мировидение» [128, c. 231].
О существовании фразеологизмов было известно задолго до того, как они трансформировались в самостоятельный раздел языкознания. Ещё М. В. Ломоносов отмечал, что «их нужно включать в словари», называя устойчивые выражения «рос
Содержание
Введение ………………………………………………………………… 4 –8
Глава 1. Теоретические вопросы фразеологии …………………….. 9 –45
1.1 Фразеология как лингвистическая дисциплина ………………… 9 – 11
1. 2 Становление фразеологии в русистике.
Из истории изучения фразеологии……………………………………….12 – 16
1.3 Фразеологическая единица как значимая единица языка
Её основные признаки ……………………………………………………. 16 – 20
1.4 Широкое и узкое понимание фразеологического состава языка в
разных научных школах ………………………………………………… 20 – 23
1.5 Классификация фразеологизмов ……………………………… 23 – 28
1.6 Фразеологические словари …………………………………… 29 – 43
Выводы по 1 главе ………………………………………………………. 43 – 45
Глава 2. Анализ представления темы «Фразеология»
в действующих УМК …………………………………………………. 46 – 125
2.1 Анализ представления темы «Фразеология» в школьных
учебниках 5-6 классов …………………………………………………. 48 – 64
2.2 Анализ представления темы «Фразеология » в учебниках для средней школы …………………………………………………………………… 64 – 100
2.3. Анализ представления темы «Фразеология»
учебниках для старшей школы ……………………………………….. 100 –122
Выводы по 2 главе ……………………………………………………… 122 – 135
Глава 3. Анализ заданий по фразеологии в ЕГЭ.
Типичные ошибки выпускников.
Работа по предупреждению ошибок ………………………………. 126 – 137
3.1 Анализ заданий по фразеологии в ЕГЭ ……………………. 126 – 128
3.2 Ошибки в ЕГЭ, допущенные тверскими выпускниками ….. 128 – 130
3.3 Работа по предупреждению ошибок …………………………. 130 – 136
Выводы по 3 главе ………………………………………………………. 136 – 137
Глава 4. Методика преподавания раздела «Фразеология»
в школьном курсе русского языка …………………………….. 138 – 168
4.1 Анкетирование учащихся 5-6 и 9 классов
по теме «Фразеология» ……………………………………… 142 – 144
4.2Анкетирование преподавателей-практиков по теме
«Ошибки учащихся при использовании фразеологизмов»…. 144 – 145
4.3 Изучение методической литературы
по теме «Фразеология» ……………………………………….. 145 – 161
4.4 Перечень приёмов работы с изыскание фразеологизмами
на уроках и во внеурочной деятельности …………………….. 161 – 167
Выводы по 4 главе …………………………………………….. 167 – 168
Заключение ………………………………………………………… 169 – 172
Список использованной литературы ……………………………. 173 –188
Приложения ………………………………………………………….. 189 – 285
№ 1 ……………………………………………………………………. 190 – 203
№ 2 …………………………………………………………………….. 204 – 206
№ 3 …………………………………………………………………….. 207 – 209
№ 4 …………………………………………………………………….. 210 – 214
№ 5 …………………………………………………………………….. 215 – 234
№ 6 …………………………………………………………………….. 235 – 243
№ 7 ……………………………………………………………………. 244 – 246
№ 8 ……………………………………………………………………. 247
№ 9 ……………………………………………………………………. 248 – 282
№ 10 ………………………………………………………………….. 283 - 285
Список литературы
1. Аксёнова Л. А. Займёмся фразеологией/Л. А. Аксёнова// Русский язык. – 2004. – № 34. - https://rus.1sept.ru/article.php?ID=200403403
2. Аксёнова Л. А. По дорогам фразеологии/ Л. А. Аксёнова//Русский язык. – 2010. – № 3. - https://rus.1sept.ru/view_article.php?ID=201000307
3.Аксёнова Л. А. Фразеология. 9-11 классы/ Л. А. Аксёнова// Русский язык. – 2006. - № 2. - https://rus.1sept.ru/article.php?ID=200600206
4.Алефиренко Н.Ф. Фразеология в системе современного русского языка. – Волгоград: Перемена, 1993.– 149 с.
5.Архангельский В.Л. Устойчивые фразы в современном русском языке./В. Л. Архангельский. – Ростов: Изд-во Ростовского ун –та, 1964. – 364 с.
6.Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова: Литературные цитаты; Образные выражения/ Н. С. Ашукин, М. Г. Ашукина. – М.: Гослитиздат, 1960. – 752 с.; 4-е изд., доп. – М.: Художественная литература, 1988. – 528 с.
7. Бабайцева В. В. Методическое пособие к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. Углублённый уровень. 10-11 классы»/ В. В. Бабайцева, Л. Д. Бернарская, О. А. Сальникова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2020. – 254 с. – (Российский учебник),
8. Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы: учебник/ В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. – 5-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2916. – 319 с. : ил. – (ФГОС).
9. Бабкин А.М., Шендецов В.В. Словарь иноязычных выражений и слов, употребляющихся в русском языке без перевода: в 2 кн. Л., 1981. –698 с.
10. Баранов М. Т. Методика преподавания русского языка в школе: учебник для студентов выс. пед. учеб. заведений/ М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов. – М.: Академия, 2001. – 368 с.
11. Баско Н. В. Фразеологический словарь русского языка. 5-11 классы: 1000 фразеологизмов: значение, употребление, история происхождения / Н. В. Баско, В. И. Зимин ; Российская акад. наук. - Москва: АСТ-Пресс, 2010. – 412. – (Серия "Настольные словари школьника") (Программа "Словари XXI века").
12. Басюк В. С., Виноградова Н. Ф., Лазебникова А. Ю. Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного образования: характер изменений и проблемы внедрения/ В. С. Басюк, Н. Ф. Виноградова, А. Ю. Лазебникова // Отечественная и зарубежная педагогика.— 2021. — Т. 1, —№ 4(77). — С. 7–29.
13. Баурина Е. В. Методические аспекты обучения фразеологии в школе/Е. В. баурина// Вестник Моск. гос. гуман. ун – та им. М. А. Шолохова. – 2011. – № 4. – С. 102 – 106.
14. Бирих А.К., Мокиенко В.М., Степанова Л.И. Словарь русской фразеологии. Историко-этимологичекий справочник/ А. К. Бирих, В. М. Мокиенко, Л. И. Степанова. – СПб.: Фолио-ПРЕСС, 1998. – 704 с.
15. Бирих А.К., Мокиенко В.М., Степанова Л.И. Русская фразеология. Историко-этимологический словарь. - 3-е изд., испр. и доп. / А. К. Бирих, В. М. Мокиенко, Л. И. Степанова/Под ред. В.М. Мокиенко. – М.: Астрель: АСТ: Люкс, 2005. – 926 с.
16. Большой толковый словарь русского языка/ авт.–сост. С. А. Кузнецов. – СПб.: Норист, 2001. – 1536 с.
17. Большой фразеологический словарь русского языка. Значение. Употребление. Культурологический комментарий / ответ. ред. В.Н. Телия.– М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 784 с.
18.Бондаренко М. А. Приемы организации уроков при изучении фразеологии / М. А. Бондаренко// Русский язык в школе 2016 - № 9.
19. Быстрова Е. А., Кибирева Л. В. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1./Е. А. Быстрова и [др.]; под ред. Е. А. Быстровой. – 4-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015. – 280 с., ил. – (Инновационная Школа).
20. Быстрова Е. А., Кибирева Л. В. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2./Е. А. Быстрова и [др.]; под ред. Е. А. Быстровой. – 4-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015. – 280 с., ил. – (Инновационная Школа).
21. Быстрова Е. А., Кибирева Л. В. Русский язык: учебник для 6 класса общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1./Е. А. Быстрова, Л. В. Кибирева, Ю. Н. Гостева, Е. С. Антонова; под ред. Е. А. Быстровой. – 3-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014. – 249 с., ил. – (Инновационная Школа).
22. Быстрова Е. А., Кибирева Л. В. Русский язык: учебник для 6 класса общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2./Е. А. Быстрова, Л. В. Кибирева, Ю. Н. Гостева, Е. С. Антонова; под ред. Е. А. Быстровой. – 3-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014. – 210 с., ил. – (Инновационная Школа).
23.Быстрова Е. А., Кибирева Л. В. Русский язык: учебник для 7 класса общеобразоват. организаций. /Е. А. Быстрова, Л. В. Кибирева, Ю. Н. Гостева, Е. С. Антонова; под ред. Е. А. Быстровой. – 5-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017. – 304 с., ил. – (Инновационная Школа).
24. Быстрова Е. А., Кибирева Л. В. Русский язык: учебник для 7 класса общеобразоват. организаций. /Е. А. Быстрова, Л. В. Кибирева, Ю. Н. Гостева, Е. С. Антонова; под ред. Е. А. Быстровой. – 5-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017. – 304 с., ил. – (Инновационная Школа).
25. Вартаньян, Э. А. Путешествие в слово/ Э. А. Вартаньян; ил. В. В. Хомякова. – М.: Просвещение, 2007. – 175 с.
26. Введенская Л.А., Баранов М.Т., Гвоздарев Ю.А. Русское слово/ Л. А. Введенская, М. Т. Баранов, Ю. А. Гвоздарев. – М.: Просвещение, 1978 – 144 с.
27. Виноградов В. В. Избранные труды. Лексикология и лексикография/ В. В. Виноградов. – М.: Наука, 1977. – 312 с.
28. Виноградов В. В. Очерки по истории русского литературного языка XVIII-XIX вв.: учебник/В. В. Виноградов; Предисл. Н. И. Толстой; послесл. В. П. Вомперский. – изд. 3-е. – М.: Просвещение, 1982. – 529 с.
29. Воителева Т.М. Культуроведческий подход к обучению русскому языку как способ формирования ценностных ориентаций школьников // Вестник Моск. гос. гуман. ун-та им. М.А. Шолохова. Филологические науки. – 2014. – № 3. – С. 98-103.
30. Воителева Т.М. Русский язык и литература (базовый уровень): программа для 10 — 11 классов: среднее общее образование / Т.М.Воителева, И.Н.Сухих. — М.: Издательский центр «Академия», 2014 — 94 с.
Предлагается упражнение, в котором вначале рассказывается о рыбе под названием белуха и отмечается, что в русском языке есть выражение реветь белугой. Авторы задают вопрос: «Какое отношение имеет этот фразеологизм к белухе и что он означает?» и просят найти ответ на поставленный вопрос в других предложенных текстах, дочитав их до конца.
В упражнениях учащиеся должны выполнить задания:
- спишите предложения, найдите в них фразеологизмы и подчеркните их как члены предложения;
- укажите, какие фразеологизмы являются исконно русскими, а какие попали из других языков; какие ремёсла и занятия послужили источником данных фразеологизмов; из каких литературных произведений русских писателей пришли устойчивые выражения;
- соедините части пословиц и объясните их значение;
- составьте по 5 предложений с исконно русскими и заимствованными фразеологическими оборотами;
- замените выделенные выражения фразеологизмами из рамки. сравните исходное