Развитие творческих способностей студентов педагогических вузов при обучении формальной композиции.
Введение
В настоящее время, время стремительных социальных изменений, в развивающемся обществе резко возрастает личностная и социальная значимость умения творчески мыслить.
Чрезвычайно важно своевременно выявить творческих, одаренных детей, создать условия для максимального развития имеющихся у них задатков и способностей. Воспитание сегодня должно быть, прежде всего, воспитанием самостоятельности, творческой инициативы и социальной ответственности, которые друг без друга невозможны. В этой связи обучение и развитие одаренных и талантливых детей составляет идеальную «модель» творческого развития человека.
Изобразительное искусство — это область, которая на протяжении столетий развивалась и приспосабливалась к технологическим возможностям. Использование технологий в обучении изобразительному искусству имеет давнюю историю начиная высекания на камне изображения, до современных компьютерных программ, гаджетов, устройств.
Содержание
Введение3
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития композиционно-творческих способностей студентов
1.1. Проблема формирования композиционно-творческих способностей (психологический аспект). 6
1.2. Педагогическое руководство развитием композиционно-творческих способностей студентов92
1.3. Развитие композиционных способностей в методике обучения формальной композиции92
Глава 2. Формирование композиционно-творческих способностей студентов в процессе преподавания на художественных факультетах педвузов.
2.1. Методика организации учебных занятий по композиции на художественных факультетах педвузов. 92
2.2. Содержание учебной программы по композиции92
2.3. Динамика развития композиционно-творческих способностей студентов в процессе экспериментального обучения92
Вывод по 2 главе92
Заключение95
Список использованных источников99
Приложения105
Литература:
1. Аксенова, О. Н. Применение интерактивных технологий в образовательном процессе по изобразительному искусству. Молодой ученый, 2019, 91-93 с.
2. Adobe Photoshop CS официальный учебный курс: Пер. с англ. - М.: Изд-во ТРИУМФ, 2009. - 576 с. ил.
3. Белов, Д. В., Белова, М. В. Использование информационных технологий в обучении художественной графике. Вестник Иркутского государственного университета. Серия: История, политология, экономика, экология, 2017, 140-146 с.
4. Бурлаков М.В. Эффекты в программах растровой графики. Справочное пособие. - М.: Изд-во ТРИУМФ, 2010. - 70 с.
5. Кожухова, М. В., & Королева, Е. В. Применение цифровых технологий в обучении рисунку и живописи. Молодой ученый, 2019, 56-59 с.
6. Столярова, Н. Ю., & Медведева, А. А. Интерактивные технологии в процессе обучения рисунку студентов-художников. Педагогика и психология, 2018. – 128 с
7. Papastergiou, M.. Digital game-based learning in high school computer science education: Impact on educational effectiveness and student motivation. Computers & Education, 2009, 1-12 с.
8. Liao, C. H., & Chen, C. M. A systematic review of using virtual reality in education. Journal of Educational Technology & Society, 2016, 133-143 с.
9. Pellas, N., & Kazanidis, I. Enhancing students' creativity through the use of digital storytelling and the art of narration. International Journal of Emerging Technologies in Learning, 2014, 4-8 с.
10. Beeland, W. D. Student engagement, visual learning and technology: Can interactive whiteboards help?. Action research projects,2002, 1-22 c.
11. Halverson, E. R. The digital and the real: Imaging technologies in art education. Visual Arts Research, 2011, 100-106 c.
12. Бехтерев В. М. (1857-1927), физиолог, психиатр, психолог, создатель рефлексологии.
13. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М.: Наука. - 1960. – 340 с.
14. Выготский, Л.С. Психология /Л.С. Выготский. – М.: Изд-во ЭКСМО – Пресс. – 2000 – 1008 с.
15. Вассерман Л.И., Дорофеева С.А., Меерсон Я.А. Методы нейропсихологической диагностики. - СПб: Стройлеспечать, 1997.
16. Венгер Л.А., Пилюгина Е.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 1998.
17. Выготский Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии // Собр. соч. В 6 т. - М., 1983. - Т. 4.
18. Ванслов В.В. Что такое искусство. - М.: Изобразительное искусство, 1989. - 328 с.
19. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 2005. – 98с.
20. Голубев В.В. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. - М.: Академия, 2003.
21. Гонеев А. Д. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие для вузов / под ред. В. А. Сластенина. - 3-е изд., перераб. - М.: Академия, 2004.
22. Гатанова Н.В., Тунина Е.Г. Развиваю мелкую моторику — СПб: Издательство «Питер», 2000. – 102 с.
23. Гагарина О.С. Творчество как сущностная характеристика личности: Автореф. дис. канд. филос. наук. – Москва, 2008. – 18 с.
24. Голубков В. В. Методика преподавания литературы [Текст] / В. В. Голубков. – М. : 1962. – 69 с.
25. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2011. С. 7.
26. Делез Жиль. Различие и повторение. – СПб: ТОО ТК Петрополис, 1998. – 384 с.
27. Делез Жиль. Логика смысла. – М.: Академический проект, 2011. – 472 с.
28. Дъяченко, О.М. Развитие воображения дошкольников [Текст] / О.М. Дъяченко. – М.: РАО, 1996. – 197 с.
29. Дружинин В.Н. Психология общих способностей - СПб: Питер,2000. -368 с.
30. Дудьев, В. П. Психомоторика [Текст]: слов. -справ. / В. П. Дудьев. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 366 с.
31. Деррида, Ж. Диссеминация. Екатеринбург: У-Фактория, 2007. – 608 с.
32. Ефремова, Т. Ф. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка [Текст] / Т. Ф. Ефремова. – М.: Дрофа, Русский язык, 2000. – 1233 с.
33. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи. / Книга «В защиту живого слова». - М. Логос, 2006. – 241с.
34. Запорожец А.В. Психология [Текст]. М.: Просвещение, 2014- с. 230.
35. Запорожец А. В., Венгер Л. А., Зинченко В. П. и др. Восприятие и действие / Под ред. А. В. Запорожца. – М., 1967. – С. 23.
36. Зажигина, О. А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования [Текст] / О. А. Зажигина. – М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. – 96 с.
37. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. - М.: «Сов. Россия», 1973.
38. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. - М., 2012. - 193с.
39. Кистяковская, М.Ю. Развитие движений у детей первого года жизни. - М., «Педагогика», 1970. – 224 с.
40. Кожохина С.К. Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности. — М.: ТЦ Сфера, 2002. - 192с.
Это свойство личности, которое можно развивать и совершенствовать в процессе обучения.
Творческое мышление студентов - это способность генерировать новые идеи, решать проблемы, находить нестандартные подходы к решению задач и применять креативность в своей работе. Современные технологии в образовательном ресурсе могут служить важным инструментом для развития творческого мышления студентов.
Философский аспект данной темы может быть рассмотрен с разных точек зрения. Один из подходов - это более глубокое понимание творческого процесса и его связи с креативностью. Философы и психологи давно замечают, что творческий процесс является неотъемлемой частью человеческого мышления и позволяет нам расширять наши возможности и потенциал.
Согласно одной из философских концепций, творческое мышление основывается на способности человека к интуиции и воображению. Так, например, французский философ Гастон Башлар считал, что творчество -