Комплект дидактических игр как средство формирования математических представлений у детей подготовительной к школе группы
ВВЕДЕНИЕ
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, основная образовательная программа предъявляют ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию детей дошкольного возраста, а именно к их математическому развитию. [18]
На умственное развитие детей существенное влияние оказывает получение ими математических представлений, определяющих формирование умственных действий, необходимых в познании окружающего мира. Практика показывает, что достаточно много детей испытывает трудности в овладении математическими знаниями. Поэтому, важнейшей задачей педагогов и родителей является развитие у ребёнка интереса к математике, начиная с дошкольного возраста.
Изучение математики развивает память, речь, воображение, эмоции; формирует терпение, настойчивость, творческий потенциал человека. Развитию у ребёнка математических представлений способствует игровая деятельность, в частности дидактические игры.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА
1.1 Особенности формирования математических представлений у детей подготовительной к школе группы……………………….....……...
1.2 Виды дидактических игр и их роль в формировании математических представлений у детей подготовительной к школе группы……………………………………………………………………….. 5
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА
2.1 Этапы выполнения проекта……………………………………………
2.2 Подбор и систематизация дидактических игр по формированию математических представлений у детей подготовительной к школе группы в комплект……………………………………………………….....
2.3 Апробация дидактических игр по формированию математических представлений с детьми подготовительной к школе группы из комплекта в период преддипломной практики...........................................
Вывод...…………………….……………………………............................... 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………... 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………..……………….... 20
ПРИЛОЖЕНИЕ (Я)
Список литературы.
Приложение. 8 Объем ВКР Дипломная работа:
Общий объем без приложений: 30-50 стр. машинописного текста
Объем введения: 2-3 стр. машинописного текста
Объем основной части: 24-44 стр. машинописного текста
Объем заключения: 2-3 стр. машинописного текста
Дипломная проект:
Общий объем без приложений: 15-20 стр. машинописного текста
Объем введения: 2-3 стр. машинописного текста
Объем теоретического обоснования: 10 – 16 стр. машинописного текста
Объем заключения: 2-3 стр. машинописного текста 9 Нумерация страниц Сквозная, в верхней части листа, по центру, без точки.
На титульном листе и содержании номер страниц не проставляется, но учитывается при сквозной нумерации. Нумерация начинается с: «Введение» - стр. 3. 10 Состав списка литературы Дипломная работа практического характера: не менее 20 источников, статейный материал 2/3.
Дипломная работа опытно-экспериментального характера: не менее 20 источников, статейный материал 2/3.
Дипломная работа теоретического характера: не менее 35 источников, статейный материал 2/3.
Дипломный проект: не менее 20 источников, статейный материал 2/3.
Все источники изданы не позднее последних 5 лет. Доля электронных ресурсов не более 5 %.
Библиографическое описание использованных источников осуществляется в соответствии с ГОСТ (Приложение 6 Программы ГИА.) 11 Наличие приложений Обязательно. Приложение должно содержать: видео/ фотоматериал, демонстрационный или раздаточный материал (возможно использованный во время прохождения преддипломной практики).
В тексте документа на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте документа. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы (листа) с указанием наверху справа страницы слова «Приложение» и имеет свою нумерацию (первая страница – Приложение 1)
Математические представления – это представления о числе, множестве, счете, простейших вычислениях, геометрических фигурах и форме предметов, величинах и их измерении, которые ребенок постигает на чувственном, эмпирическом уровне, называют элементарными. [2]
Л. В. Воронина и Е. А. Утюмова дают следующее определение: формирование математических представлений является целенаправленным процессом передачи и усвоения знаний, способов и приемов умственной деятельности, которые предусмотрены программными требованиями. [6]
По мнению А. А. Столяра: «Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций». [15]
По мнению Л. Б. Баряевой математическое развитие является важным компонентом формирования «картины мира» ребенка, так как оно включает взаимосвязанные и взаимообусловленные представления о пространстве, величине, форме, количестве, времени их отношениях и свойствах, необходимых для формирования у ребенка «научных» и «житейских» понятий. [3]
Таким образом, на основе анализа вышеперечисленных понятий, можно выделить общее и сделать вывод о том, что математическое развитие — это качественные изменения в формах их познавательной активности, которые происходят в результате развития элементарных математических представлений.
Согласно Е. А. Носовой: «Целью и результатом педагогического содействия математическому развитию детей дошкольного возраста является развитие интеллектуально-творческих способностей детей через освоение ими логико-математических представлений и способов познания». [11]
К основным задачам формирования элементарных матемтаиечких представлений у детей подготовительной к школе группы по программе «От рождения до школы» относятся [12]:
1. Количество, счёт.
- Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10;
- Знакомить с составом чисел в пределах 10;
- Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка); при решении задач пользоваться знаками действий: плюс (+), минус (–) и знаками отношения равно (=), больше (>), меньше (<).
2. Величина.
- Формировать у детей первоначальные измерительные умения;
- Учить измерять длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий) с помощью условной меры (бумаги в клетку);
- Развивать представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры.
3. Форма.
- Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов
(вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств;
- Анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению;
- Учить детей распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.
4. Ориентировка в пространстве.
- Учить ориентироваться на ограниченной площади (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и так далее); располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и другие);
- Познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой;
- Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы.
5. Ориентировка во времени.
- Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года;
- Развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать
свою деятельность в соответствии со временем; различать длительность отдельных временных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час);