Формирование духовной безопасности детей старшего дошкольного возраста на этнопедагогических ценностях эвенков
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Все вопросы духовной безопасности сегодня актуализированы ситуацией глобального соперничества во многих отраслях современного мирового общества, обозначившей этим самым усиление фактора духовного развития человека с целью сохранения себя и себе подобных. В таком противостоянии, пожалуй, устояла сфера образования, несущая ответственность за сохранение и защиту растущей личности от различных угроз внешнего пространства общения и взаимодействия. В условиях становления новой системы отечественного образования, ориентированной на лучшие образцы мировой культуры, идет активный поиск путей воспитания личности, которые позволят сохранить духовно-нравственные ценности и идеалы народов.
В научных исследованиях в дошкольном образовании безопасность детей рассматривается в научных трудах Р.Б. Стеркиной, Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой и др. Специалисты разных научных направлений отмечают образование как механизм формирования ответственного отношения человека
ОГЛАВЛЕНИЕ
стр.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА................................................ 8
1.1. Духовная безопасность детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема ….…................................ 8
1.2. Традиционное воспитание эвенков как источник формирования духовной безопасности детей дошкольного возраста ......................................................................................... 18
1.3. Педагогические условия формирования духовной безопасности дошкольников на этнопедагогических ценностях эвенков ……………………………………………… 29
Выводы по главе……………………………………………………..……….. 37
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКЕРИЛЬРАБОТА ДУХОВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ НА ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЯХ ЭВЕНКОВ ........................................................................................................ 39
2.1. Выявление базовых уровней сформированности духовной безопасности детей …………………………………………….. 39
2.2. Содержание и методика работы с детьми по проблеме исследования ............................................................................... 49
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы…… 55
Выводы по главе………………………..…………………………………… 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………… 66
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………...72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авдеева Н.Н. Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: Детство- Пресс, 2017. – 136 с.
2. Алексеева С.Н. Влияние устного народного творчества на развитие детей дошкольного возраста (на примере алгыса якутов) / С.Н. Алексеева, У.Д. Антипина, О.Н. Дмитриева // Мир науки, культуры, образования. – 2018. – № 4 (71). – С. 417-419.
3. Амонашвили, Ш.А. Основы гуманной педагогики / Ш.А. Амонашвили. – М.: Амрита-Русь, 2020. – 256 с.
4. Анкудинова, Н.Е. О развитии самосознания у детей / Н.Е. Анкудинова. – М.: Академия, 2020. – 207 с.
5. Асмолов, А.Г. О ценностном смысле социокультурной модернизации образования / А.Г. Асмолов, М.С. Гусельцева // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. – 2019. – № 1. – С. 18-43.
6. Асмолов А.Г. Ребенок в культуре взрослых / А.Г. Асмолов, Н.А. Пастернак. – М.: Юрайт, 2019. – 150 с.
7. Баева И. А., Волкова Е. Н., Лактионова Е. Б. Психологическая безопасность образовательной среды: развитие личности. СПб.: Нестор- История, 2011. 272 c.
8. Баишева, М.И. Духовно-ценностные основы безопасности личности детей / М.И. Баишева. – Якутск: Издательский дом СВФУ, 2016. – 90 с.
9. Баишева, М.И. Становление созидающего человека в этнокультурных традициях народа саха / М.И. Баишева. – Якутск: Изд. Дом СВФУ, 2015. – 162 с.
10. Баишева, М.И. Этнокультурные основы воспитания детей дошкольного возраста: учебное пособие. Направление подготовки: 44.03.01 «Педагогическое образование». Профиль: «Дошкольное образование» / М.И. Баишева. – Киров: Изд-во МЦИТО, 2019. – 127 с.
11. Байкальские легенды и предания / Под ред. Л.Е. Элиасова. – Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 2017. – 258 с.
12. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2009. – 398 с.
13. Бордовская, Н.В. Педагогика: Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2019. – 394с.
14. Брежнева, Л.Н. Духовно-нравственная сфера личности / Л.Н. Брежнева. - М.: Академия, 2017. – 244 с.
15. Бурхинов, Д.М. Народная педагогика и современная национальная школа / Д.М. Бурхинов. – Улан-Удэ: Бэлиг, 2017. – 132 с.
16. Ванеева, Л.И. Воспитание этнокультурной толерантности у детей старшего дошкольного возраста / Л.И. Ванеева // Образовательная среда сегодня: теория и практика. – Чебоксары: ЧГУ, 2019. – С. 71-73.
17. Варюхина, С.И Истоки доброты: Беседы о нравственном воспитании детей в семье / С.И. Варюхина. – М.: Время, 2017. - 182 с.
18. Варламов, А.Н. Обрядовая культура народов Севера: традиции и современность / А.Н. Варламов [Электронный ресурс]. URL: http://scjournal.ru/articles/issn_1993-5552_2009_12-2_07.pdf (дата обращения: 24.09.2020).
19. Волков, Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. Заведений / Г.Н. Волков. – М.: Академия, 2009. – 168 с.
20. Волков, Г.Н. Этнопедагогическая пансофия / Г.Н. Волковлистаалмыцкий гос 2009. – 576 с.
21. Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. А.М. Виноградовой. – 5-е изд., исп. и доп. – М.: Просвещение, 2017. – 194 с.
22. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2018. – 439 с.
Большую роль в этой работе призваны оказывать сказки как средства этнокультуры и народной педагогики. Именно сказка как произведение художественной литературы помогает обрести важнейшие человеческие понятия о добре и зле, разобраться, что хорошо, а что плохо, усвоить важнейшие нравственные ценности и смыслы своего существования. Сказка, изнутри укрепляя дух, учит проявлять ответственность, осознавая связь с корнями, понимание смысла жизни, противостоять духовно-нравственной дестабилизации личности [54, c.33]. Потому педагогам на материале сказок можно содействовать духовной безопасности ребенка, начиная с дошкольного возраста.
Согласно Т.И. Петровой, этнопедагогические основы формирования духовной безопасности следует связать с развитием у дошкольников навыков этнического этикета. К этим специфическим навыкам автор относит: навыки применения детьми духовно-нравственных эталонов межличностных отношений