Учебный процесс по физике в старших классах общеобразовательной школы
ВВЕДЕНИЕ
Общее базовое образование теперь реализуется в рамках государственных стандартов. Личностные результаты освоения основных образовательных программ общего базового образования должны отражать «готовность и способность обучающихся формировать ответственное отношение к обучению, мотивировать обучение и познание, к саморазвитию и самовоспитанию на основе осознанного выбора» и т.д., с ориентацией на предпочтения и сферу труда, с учетом устойчивого познавательного интереса и дальнейшего построения личностной траектории. Следовательно, необходимо решать проблему формирования познавательного интереса у подрастающего поколения.
Современному обществу необходимы люди, умеющие мыслить по новому, способные ставить для себя цели и находить способы их достижения. Перед школой стоит задача с помощью обучения развить эти качества у детей.
Пробуждение когнитивных интересов является главной основой движущей силы развития образа мышления учащихся и процесса обучения.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Роль виртуальных лабораторий в организации факультативных курсов по физике в общеобразовательной школе……………………………..7
Организационно–педагогические условия успешного функционирования факультативов по физике…………………………………7
Методические рекомендации по организации факультативов по физике в общеобразовательной школе………………………………………………….9
Современные регламенты и требования к проведению факультативных курсов с использованием виртуальных лабораторий…………………………11
Основные формы и методы проведения факультативных курсов с использованием виртуальных экспериментов………………………………...14
Выводы по первой главе…………………………………………………20
Глава 2. Разработка факультативного курса по термодинамике и молекулярной физике с использованием VR labs……………………………..22
2.1. Основные задачи и элементы раздела «Молекулярная физика»………...22
2.2. Структура и содержание раздела «Термодинамика»……………………..25
2.3. Подготовка и особенности проведения виртуальных опытов с использованием инструментов VR Labs……………………………………….31
2.4. Разработка расписания факультативного курса…………………………..42
2.5 Составление календарно-тематического плана занятий………………….49
2.6. Выводы по второй главе……………………………………………………58
Глава 3. Проведение занятий в рамках разработанного факультативного курса у учащихся 10–класса…………………………………………………….60
3.1. Организация и проведение факультативного занятия по теме «Исследование изобарного процесса в газах» с применением виртуальной лаборатории VR labs…………………………………………………………….60
3.2. Оценка эффективности проведения факультативного занятия………….66
3.3. Выводы по третьей главе…………………………………………………...78
Заключение………………………………………………………………………80
Список используемой литературы……………………………………………..83
Список литературы
Апарина, Т.В. Физический эксперимент в школьном курсе физики / Т. В. Апарина // Современные проблемы математики, физики и физико-математического образования: сборник материалов X Международной науч.-практ. конф., 20–21 ноября 2020 г. – Москва, 2020. – С. 94-97. – URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_46352063_90646188.pdf (дата обращения: 17.09.2022)
Белый В.С., Физический эксперимент — основа физического образования учащихся 7-х классов общеобразовательных школ / В.С. Белый, И.А. Волкова// Евразийское научное объединение. – 2020. – № 11-7 (69). – С. 494-497. – URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_44444030_94351327.pdf (дата обращения: 10.11.2022)
Виртуальная физическая лаборатория VR labs https://vr-labs.ru/laboratories/thermodynamics/ (дата обращения: 24.12.2022)
Гребнев, И.В., Модель учебного процесса по усвоению способа получения знаний учащимися на основе школьного физического эксперимента / И.В.Гребнев, С.В.Полушкина // VII Всероссийская науч.- теор. конф. "Модели и моделирование в методике обучения физике", 2 декабря 2016г.– Киров, 2016.–С.4-8.–URL:https://elibrary.ru/download/elibrary_27585655_64835183.pdf (дата обращения: 13.12.2022).
Генденштейн, Л.Э. Физика. 10 класс. В 3 ч. Ч.1: учеб.для учащихся общеобразоват. организаций (базовый и углубленный уровни) / Л.Э. Генденштейн, Ю.И. Дик; под ред. В.А. Орлова. – М.: Мнемозина, 2017.– 304 с.
Генденштейн, Л.Э., Физика. 10 класс. В 2 ч. Ч. 1: учеб. для учащихся общеобразоват. организаций (базовый и углубленный уровни) / Л.Э. Генденштейн, А.А. Булатова, И.Н. Корнильев, А.В. Кошкина; под. ред. В.А. Орлова. – М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017. – 304 с.
Зайнуллина, Э.А. Применение компьютерных технологий в физическом практикуме школьников / Э.А. Зайнуллина // Вестник Башкирского университета. – 2010. – №4. – С. 1315-1318 – URL:
https://elibrary.ru/download/elibrary_15589800_91389138.pdf (дата обращения: 10.12.2022).
Исхакова, Л.Ю. Натурный физический и компьюте
Рассмотрим термодинамическую систему, состоящую из газа и поршня в V-образном контейнере (в данном случае контейнер и поршень являются внешней средой). Например, если газ впрыскивается в нагретый цилиндр, возможны два состояния.
1) Когда цилиндр неподвижен и его объем не меняется, давление в цилиндре увеличивается. Такой процесс называется изохорным (v=const), идущий при постоянном объеме;
Изохорные процессы в P - T координатах:
v1>v2>v3
2) Когда цилиндр движется, нагретый газ расширяется при постоянном давлении - это явление называется изобарным давлением (P=const), которое возникает при постоянном давлении.
Изобарические процессы в координате v - T
P1>P2>P3
Когда движение цилиндра приводит к изменению объема газа в цилиндре, температура газа также изменяется. Однако если газ сжимается