Образовательные и художественно-образные задачи учащихся средней школы при выполнении серии графических работ в технике цветной линогравюры
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы заключается в том, что изобразительное искусство в целом и графика в частности играют важную роль в гармоничном формировании и развитии личности учащихся. Роль станковой графики на занятиях по изобразительному искусству в современном мире возрастает. Станковая графика, как один из популярных методов передачи замысла автора, художника-педагога, позволяет в наибольшей степени помочь изучить окружающую действительность и в результате воплотить свои замыслы в собственное художественное произведение. Для полноценного развития личности и выявления ее особенностей в процессе образовательной деятельности на уроках изобразительного искусства, необходимо погрузить учащегося в творческую атмосферу, показать изучаемый объект со всех доступных для изучения сторон. Наиболее интересным и многообразным предметом для освоения является вид изобразительного искусства – станковая графика.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В ТЕХНИКЕ ЛИНОГРАВЮРЫ
1.1 Исторические аспекты становления и развития искусства графики как особого вида изобразительного искусства
1.2 Теоретический анализ опыта преподавания искусства графики в системе дополнительного образования на базе общеобразовательной школы на примере России и Китая
1.3 Художественно-выразительные возможности графического искусства
Выводы к первой главе
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА АВТОРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ЛИНОГРАВЮРЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 11-12 ЛЕТ
2.1 Особенности преподавания печатной графики в системе дополнительного образования на базе общеобразовательной школы
2.2 Возрастные особенности учащихся
2.3 Проведение занятий по графическому рисунку и печатной графике на базе дополнительного образования в общеобразовательной школе
2.4 Анализ и систематизация результатов
Выводы ко второй главе
ГЛАВА 3. ВЫПОЛНЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЧАСТИ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ В ТЕХНИКЕ ЛИНОГРАВЮРЫ
3.1 Идейно-смысловое содержание серии
3.2 Сбор материала
3.3 Композиционные поиски
3.4 Практическое выполнение графической серии
Выводы к третьей главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Алексеева С.О. Проблемы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе, 2022.
Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: прогресс, 1974. – 386 с.
Барциц Р.Ч. Искусство печатной графики в художественном образовании. С. Илл. МПГУ. Москва. 2019 – 300 с.
Барциц Р. Ч. Художественная графика. Введение в методику преподавания: Монография/Р.Ч. Барциц. – 2-е изд. – Москва: МПГУ, 2016. – 222 с.: 230 ил.
Барциц Р.Ч. Монография Специальная и профессиональная подготовка художников – педагогов средствами художественной и печатной графики-эстамп. Теория и практика. Москва: «Прометей». МПГУ, 2003. – 320 с.
Барциц Р.Ч. Проектирование художественного образа в печатной графике как основа обучению иллюстрированию книги. – М.: МПГУ, 2016. – 208 с.
Беда, Г. Основы изобразительной грамоты: рисунок, живопись, / Г. Беда. – Москва : РИП-Холдинг, 2021. – 272 с. – ISBN 978-5-6042722-8-2.
Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская. – СПб.: Питер, 2017. - 624 с.
Ван Тяньци, Преподавание философии китайской живописи в нехудожественных школах // Шанхайское художественное обозрение, 2011. – 25-31 с.
Ван Шоучжи. История мирового современного искусства. – Пекин, 2005. – 368 с.
Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства / Б.Р. Виппер; ВНИИ искусствознания. – Москва: Изобразит. искусство, 1985. – 283 с.
Волков Б.С. Возрастная психология: в двух частях: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям / Б.С. Волков, Н.В. Волкова; под ред. Б.С. Волкова. – Москва: ВЛАДОС, 2008. – 366 с.
Волков Н.Н. О понятии композиции. В сб. научных трудов. Под общей редакцией В.В. Ванслова. М.: НИИ Российской академии художеств, 1999.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк: Кн. для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.: ил.
Художественно-образные и образовательные задачи на уроках изобразительного искусства в 5-6 классе заключаются в решении определённых мыслительных операций: сравнение, анализ, обобщение, конкретизация. Все разновидности мышления направлены на взаимосвязь между собой. Приступая к творческому процессу, учащиеся непосредственно уже имеют образ в своем сознании, который предстоит перенести на плоскость листа. Образ, который задуман, является идеей, возникающей в процессе мышления и итогом преобразования этой идеи и является итоговый продукт, то есть завершенный рисунок. Решение художественно-образных задач проходит благодаря развитию творческого восприятия, воображения, креативности, памяти, эмпатии, наличие стимула, который мотивирует к творческому процессу.