Воспитание коммуникативной культуры младших школьников во вне-урочной деятельности (на материалах школьного кружка юных инспекторов движения)
Введение
В нормативных документах по начальному образованию (образовательный стандарт, примерные образовательные программы по гуманитарным дисциплинам) формирование коммуникативной культуры. Коммуникативных компетенций рассматривается как одна из приоритетных задач начальной школы.
Коммуникативная культура является важной частью социального пространства, в котором существует личность, входит во все сферы жизнедеятельности человек. Умение грамотно и выразительно излагать свои мысли, чувства – залог успеха в любых начинаниях, ступенька к личностному разностороннему развитию. Воспитание коммуникативной культуры младших школьников ‒ чрезвычайно актуальная проблема, так как степень ее сформированности влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом.
Воспитание коммуникативной культуры младших школьников во внеурочной деятельности.
Введение …………………………………………………………………3
Глава 1 Теоретические основы воспитания коммуникативной культуры младших школьников……………………………………………6
1 Проблема коммуникативной культуры в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………6
2 Сущность и содержание процесса воспитания коммуникативной культуры младших школьников……………………………………..11
3
Критерии и показатели уровня коммуникативной культуры у младших школьников в образовательной деятельности……….………16
Глава 2 Воспитание коммуникативной культуры младших школьников во внеурочной деятельности на материалах кружка юных инспекторов движения…………………………………………22
1 Анализ практики воспитания коммуникативной культуры младших школьников в начальной школе……………………………………22
2 Экспериментально-методическая работа по воспитанию коммуникативной культуры младших школьников во внеурочной деятельности……………………………………………………………………..26
3 Основные пути совершенствования процесса воспитания коммуникативной культуры младших школьников во внеурочной деятельности……………………………………………………………………..31
Заключение………..…………………………………………………..…..39
Список использованной литературы…………………………………….41
Приложения ……………………………………………………….............44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 286 (ред. от 08.11.2022) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64100) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс (consultant.ru) (дата обращения: 1.03.2023)
Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] //– М.: Просвещение, 2022. 661 с
Арефьева, О.М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников [Текст] / О.М. Арефьева // Начальная школа плюс до и после. – 2012. – № 2. – С. 74 –78.
Баранцева, О.Г. Метод проектов во внеурочной деятельности [Текст] / О.Г. Баранцева// Начальная школа. – 2014. – №3. – С.3.
Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества [Текст] /Сост. С.Г. Бочаров; Текст подгот. Г.С. Бернштейн и Л.В. Дерюгина; Примеч. С.С. Аверинцева и С.Г. Бочарова. – 2-е изд. – М.: Искусство, 1986. – 445 с.
Бойко Л.Л., Павленко Е.Р. Проблемы формирования коммуникативной культуры младших школьников [Текст] // Вопросы педагогики. – 2020. – № 4 – 2. – С. 59-62.
Бондаревская, Е.В. Концепции личностно – ориентированного образования и целостная педагогическая теория [Текст] / Е.В. Бондаревская // Школа Духовности. – 2010. – № 5. – С.41 – 66.
Брешковская К.Ю., Шелиспанская Э.В., Панферова Е.В., Карандеева А.В. Формирование коммуникативной культуры младших школьников во внеурочной деятельности [Электронный ресурс] // Sciences of Europe. 2019. №45–3 (45). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kommunikativnoy-kultury-mladshih-shkolnikov-vo-vneurochnoy-deyatelnosti (дата обращения: 25.04.2023).
В «Примерной основной образовательной программе начального общего образования» содержится термин «коммуникативные универсальные учебные действия» (коммуникативные УУД) [2], однако понятие данного термина не раскрывается, а приводится перечень умений и навыков, которые должны быть сформированы в результате освоения программы начального общего образования. При этом «Примерная основная образовательная программа начального общего образования» предполагает не только формирование определенных коммуникативных навыков и способностей, но и подготовку учеников к дальнейшему формированию коммуникативной культуры.
Согласно указанной программе, термин «универсальные учебные действия» в широком смысле означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта [2].