Развития математической функциональной грамотности у младших школьников через практико-ориентированные задачи
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования: математика является движущей силой науки и технического прогресса. Невозможно представить без математики и повседневную жизнь. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять математические расчеты: правильно рассчитать проценты по кредиту или воспользоваться скидкой в магазине. Каждый из нас должен уметь находить в справочниках и применять нужные формулы, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы и др.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обозначена необходимость и важность согласовать современное школьное образование в соответствие с потребностями времени, современного общества, которое отличается изменчивостью, многообразием существующих в нем связей, широким и неотъемлемым внедрением информационных технологий.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ 8
1.1. Сущность понятия "математическая функциональная грамотность", её признаки, структура и уровни развития. 8
1.2. Характеристика практико-ориентированных задач и их видов. 12
1.3. Особенности развития математической функциональной грамотности у младших школьников с помощью практико-ориентированных задач 17
Выводы по первой главе 25
2. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ 26
2.1. Диагностика уровня сформированности математической функциональной грамотности у обучающихся 3 «А» класса МБОУ СОШ №1 26
2.2. Сборник практико-ориентированных задач для развития функциональной грамотности у младших школьников. 34
2.3. Методические рекомендации учителям по развитию математической функциональной грамотности у младших школьников с помощью практико-ориентированных задач. 45
Выводы по второй главе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 63
1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования : Приказ Минпросвещения России от 31.05.21 №286. – Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 27.09.22). – Текст : электронный.
2. Акулова, О. В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся : учебное пособие / О. В. Акулова. – Санкт-Петербург : КАРО, 2008. – 90. – (для педагогов школ). - ISBN: 978-5-89815-970-2. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20020679 (дата обращения: 27.09.2022). – Режим доступа: Электронно-библиотечная система Elibrary.ru – Текст : электронный.
3. Алексеева, Е. Е. Методика формирования функциональной грамотности учащихся в обучении математике / Е. Е. Алексеева. – Текст : электронный // Проблемы современного педагогического образования: сборник научных трудов. – 2020. - № 66. – С. 10-15. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42782068 (дата обращения : 26.09.2022).
4. Антоненко, Т. Е. Приёмы занимательности на уроках математики / Т. Е. Антоненко. – Текст : электронный \\ Начальная школа. – 2009. - №5. – С. 55-57. – URL: https://n-shkola.ru/storage/archive/1407228895-1702338358.pdf (дата обращения : 27.09. 2022).
5. Болошистая, А. В. Методика работы с текстовыми логическими заданиями / А. В. Болошистая. – Текст : электронный // Начальная школа. – 2007. - №8. - С. 42-46. – URL: https://n-shkola.ru/archive/view/162 (дата обращения : 27.09.2022).
6. Виноградова, Н. Ф. Функциональная грамотность младшего школьника : учебное пособие / Н. Ф. Виноградова, Е. Э. Кочурова. - Москва : Вентана - Граф, 2018. - 288 с. - ISBN 978-5-360-09871-3. - Текст : непосредственный.
7. Власова, И. Н. Формирование общелогических умений при обучении математике как основы функциональной грамотности современного школьника / И. Н. Власова. – Текст : электронный // Педагогика и психология. – 2020. - №7. – С. 9-16. – URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения : 27.12.22).
8. Волкова, В. Ф. Реализация практико-ориентированного образования на уроках математики / В. Ф. Волкова. – Текст : электронный // Молодой ученый. – 2014. - №11. – С. 32-34. - URL: https://moluch.ru/archive/70/12030/ (дата обращения : 26.09.2022).
9. Губанова, М.И. Функциональная грамотность младших школьников: проблемы и перспективы формирования / М. И. Губанова. – Текст : электронный // Начальная школа плюс до и после. – 2009. - №12. – С. 65-68. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12960712 (дата обращения: 27.09.2022).
10. Давыдов, В. В. Младший школьник как субъект учебной деятельности / В. В. Давыдов // Вопросы психологии. - 2012. - № 4. - С. 14-19. – Текст : непосредственный.
Основные цели выполнения части решения — формирование у учащихся умения выполнять определенный этап решения, обучение общим приемам решения, формирование представлений учащихся об арифметических действиях и др.
Приведем примеры заданий, которые определяют этот вид работы на уроке.
Сделайте рисунок (чертеж) к этой задаче. (Само построение рисунка (чертежа) может проводиться под руководством учителя, под руководством учащихся или самостоятельно; при частичном руководстве учителя или учащихся.)
Прочитайте задачу. Представьте то, о чем говорится в задаче, так, чтобы ее легче было решить. Расскажите, что вы представили.
Пользуясь схемой разбора задачи от вопроса к данным, составьте план решения данной задачи.
Известно, что данная задача решается так... (дается запись арифметического решения по действиям). Запишите это же решение в виде выражения, найдите его значение и ответьте на вопрос задачи.