Педагогические условия развития трудовой деятельности младших школьников на уроках технологии
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Специальные исследования в области развития трудовой деятельности младших школьников в педагогической и психолого-педагогической науке проводятся постоянно, большинство отечественных исследований датируются советским периодом. Соответственно изучение данной проблемы требует новых подходов, образовательный процесс меняется в связи с изменением социальных, культурных и учебно-воспитательных условий. В современном обществе технологический прогресс играет важную роль, поэтому школы сегодня стараются уделять больше внимания трудовой деятельности. Развивая у детей трудовые навыки, педагоги помогают маленьким школьникам лучше осознать себя в окружающем мире, научиться преодолевать трудности и решать технические задачи, а также открывают перед ними новые возможности для самореализации в будущей профессиональной деятельности.
В младшем школьном возрасте дети приобретают основные знания и умения в трудовой сфере.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………
1.1. Понятие «труд», «трудовая деятельность» и «трудовое воспитание» в психолого-педагогических исследованиях …………………………………
1.2. Возрастные особенности организации трудовой деятельности младших школьников……………………………………………………………………...
1.3. Условия, методы и средства развития трудовой деятельности младших школьников на уроках технологии ……………………………………………
Глава 2. ОПЫТНО - ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ……………………………………………………
2.1. Диагностическое исследование по определению развития трудовой деятельности младших школьников …………………………………………
2.2. Разработка конспектов уроков по развитию трудовой деятельности младших школьников………………………………………………………….
2.3. Динамика результатов по развитию трудовой деятельности младших школьников ………………………………………………………………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аверичев Ю.П. Нужна ли трудовая подготовка школьников? // Педагогика. – 2007. - №12. – С.39.
2. Антология по истории педагогики в России (первая половина ХХ в.): уч. пособие для ст-товпед. уч. заведений / сост. А.В. Овчинников, Л.Н. Беленчук С.В. Лыков. - М.: Академия, 2000. - 342 с.
3. Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах. - М.: Просвещение, 2008. – 210 с.
4. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. - М.: Изд. Центр Академия, 2002. - 256 с.
5. Большая Советская энциклопедия (Маркс К-, Энгельс Ф., т. 42, с. 126
6. Вершинин С.И. Сравнение профессиональных интересов учащихся с требованиями профессии // Школа и производство. - 2010. - №4. – С.11.
7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: 1997. – 178 с.
8. Глущенко А.Г. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе. - М.: Сфера, 2005. – 144 с.
9. Крупская Н.К. "О политехническом образовании, трудовом воспитании и обучении", Издательство "Просвещение", Москва 1982.- 11 с.
10. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. Изд. 2-е. - М., 1965 – 345 с.
11. Макаренко А. С. «О воспитании» Составитель В. С. Хелемендик. М, Политиздат 1990.-415 с.
12. Машталь О. Программа развития способностей ребенка. 200 заданий, упражнений и игр. - М.: Наука и техника, 2007 - 255 с.
13. Милушкин В. Как и чему учить на уроках труда // Народное образование». – 2007. - №10. – С.5.
14. Образовательная система «Школа 2100». ФГОС. Примерная основная общеобразовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1 Книга 2 Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы / Под науч. Ред. Д.И.Фельдштейна. - Изд.2-е, испр. - М.: Баласс, 2011.- 416 с.
15. Петрова В.И. Домашний труд младшего школьника. - М.: Учпедгиз, 2017. - 805 c.
16. Пономарев Я.А. Психология творчества. - М.: Наука, 1976 - 303 с.
4) Кино и видео урок. Цель-получение новых положительных эмоций, развитие интереса ко всему на свете. Кино урок-процесс изготовления бумаги и ткани, использование древесины.
Для разработки уроков технологии по развитию трудовой деятельности младших школьников, необходимо знать содержание трудового обучения. За основу курса «Технология» был взяты основные позиции из курса «Трудовое обучение», чтобы увидеть сходства и различия проведем анализ этих программ [23, с. 47].
При анализе программ курса «Трудовое обучение» и образовательной области «Технология» выявляются различия не только в методах обучения, задачах и целях, но и в роли учителя при реализации рассматриваемых программ. Наглядно это может быть представлено в виде таблицы.