Методика преподавания в колледже дисциплины «Экономика» с использованием деловых игр
ВведениеАктуальность темы исследования. В современном российском обществе система образования развивается в контексте рыночных преобразований. Сфера
образования превращается во все более важную отрасль экономики, производящую наиболее значимое общественное благо, - человеческий капитал.
В этой отрасли, как и в любой другой, используются определенные технологии, часть из них имеет многовековую историю, а часть лишь недавно возникла. В динамично изменяющейся рыночной среде квалифицированные экономисты и менеджеры должны обладать особыми знаниями и умениями, которые не могут быть сформированы с помощью только традиционных технологий обучения, поэтому возрастает роль современных технологий обучения как средства повышения конкурентоспособности выпускников вуза.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика деловых игр 7
1.1 Возникновение, развитие деловых игр и их классификация 7
1.2. Понятие и структура деловой игры как способа повышения уровня образовательных результатов в процессе изучения экономических дисциплин 16
1.3 Методические аспекты использования деловых игр в процессе изучения экономики 23
Глава 2. Методический анализ дисциплины «Экономика» и темы «Экономический кругооборот» 29
2.1. Роль и место дисциплины и темы в подготовке специалиста 29
2.2 Междисицплинарные и внутридисциплинарные связи 36
2.3 Воспитательные и развивающие возможности дисциплины и темы 39
Глава 3. Методика преподавания учебного занятия по теме «Экономический кругооборот» 42
3.1 Проектирование общеметодических вопросов преподавания темы 42
3.1.1 Методика целеполагания по дисциплине и теме 42
3.1.2 Отбор содержания темы. Фрагмент тематического (модульного) плана 46
3.1.3 Выбор и краткая характеристика форм, методов и средств изучения темы 52
3.2 Методическая разработка практического занятия по теме «Экономический кругооборот» 57
3.2.1 Диагностика образовательных результатов студентов 2 курса по дисциплине «Экономика» 57
3.2.2 Описание опыта использования деловых игр и традиционных методов обучения по теме «Экономичесский кругооборот» у студентов 2 курса 62
3.2.3 Сравнительны анализ опытно-экспериментальной работы 73
Заключение 77
Список использованной литературы 80
Приложение А 86
Приложение Б 95
Приложение В 98
Список использованной литературыАбрамова, Г. С. Деловые игры: теория и организация : учебно-методическое пособие / Г.С. Абрамова, В.А. Степанович. — 2-е изд., стер. — Москва : ИНФРА-М, 2022. — 189 с.
Айзман, Р. И. Методика обучения экономике: финансовая грамотность и безопасность : учебное пособие для вузов / Р. И. Айзман, Н. О. Новикова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 214 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11943-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/518604 (дата обращения: 25.05.2023).
Анохина, Е. Ю. Методика преподавания технологии (структурно-логические схемы) : учебно-методическое пособие / Е. Ю. Анохина. - 2-е изд., стер. - Москва : ФЛИНТА, 2021. - 131 с.
Баринова Т.М / Социально-психологические и духовно-нравственные аспекты семьи и семейного воспитания в современном мире : материалы конференции - Москва : Институт психологии РАН, 2018. - 956 с.
Белинская, А. Б. Педагогическая конфликтология : учебное пособие для вузов / А. Б. Белинская. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 206 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10769-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/517701 (дата обращения: 25.05.2023).
Бельчиков Я.М., Бирштейн М.М. 'Деловые игры' - Рига: АВОТС, 2018 - с.304Власова, Н. В. Коррекционная и специальная педагогика : учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. В. Власова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 132 с.
Власова, Н. С. Методика преподавания РКИ : учебное пособие / Н. С. Власова. - Москва : Флинта, 2022. - 144 с.
Голованова, Н. Ф. Педагогика : учебник и практикум для вузов / Н. Ф. Голованова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 372 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01228-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511716 (дата обращения: 25.05.2023).
Междисциплинарные связи отражают комплексный подход к воспитанию и обучению, позволяют вычленить как главные элементы содержания, так и взаимосвязи между учебными дисциплинами.
Внутридисциплинарные связи – это взаимосвязь и взаимообусловленность понятий, разделенных временем их изучения. Учет внутридисциплинарных связей означает целесообразную организацию изучения взаимосвязанных понятий на определенных этапах изучения.
«Экономика» как учебная дисциплина в системе подготовки специалиста среднего звена связана с такими дисциплинами учебного плана, как: «Финансы, денежное обращение и кредит», «Менеджмент»; «Статистика», «Экономика предприятия (организации)», «Аудит», «Основы бухгалтерского учета» и др.
Указанные связи дисциплины «Экономика» дают студенту системное представление о комплексе изучаемых дисциплин в соответствии с Государственным образовательным стандартом, что обеспечивает соответствующий теоретический уровень и практическую направленность в системе обучения и будущей деятельности бухгалтера.