Педагогический процесс формирования понимания содержания литературного текста у учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Скачать хорошую дипломную работу на тему: Педагогический процесс формирования понимания содержания литературного текста у учащихся с интеллектуальной недостаточностью. В работе рассматриваются приемы формирования понимания содержания литературного текста у учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью на уроках литературного чтения.
Author image
Fadis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
18.08.2024
Объем файла
965 Кб
Количество страниц
57
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2240 руб.
2800 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Чтение является одним из видов речевой деятельности, который подразумевает перевод из буквенного кода в звуковой, а также осмысление воспринятой информации. В специальных школах чтение – неотъемлемая часть русского языка, один из ведущих предметов. На основе чтения, учащиеся усваивают и другие предметы. Поэтому так важно и необходимо, чтобы учащиеся с интеллектуальной недостаточностью освоили аспекты литературного чтения, могли понимать суть и смысл прочитанного, воспринимать информацию в целом. Стоит отметить, что проблема понимания литературного текста недостаточно освещена, хотя актуальна по сей день. Учащиеся не могут в полной мере овладеть школьными знаниями. Это объясняется тем, что процессы понимания связной речи не сформированы, а это негативно влияет на речемыслительную деятельность учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
В исследованиях В.Г. Петровой отражены особенности осмысленного чтения учащимися с интеллектуальной недостаточностью, определены этапы

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОНИМАНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ТЕКСТА У УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ…..5
1.1 Теоретические предпосылки исследования…………………………5
1.2 Особенности понимания литературного текста учащимися младших классов с интеллектуальной недостаточностью………………………………9
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОНИМАНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ТЕКСТА У УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ…15
2.1 Методические аспекты формирования понимания содержания литературного текста у учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью………………………………………………………………..15
2.2 Результаты экспериментального исследования 28
2.3 Содержание и приёмы работы по формированию понимания литературного текста у учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью………………………………………………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………… 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….45

ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………48

ПРИЛОЖЕНИЕ 2……………………………………………………………49

ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………………………51

ПРИЛОЖЕНИЕ 4………………………………………………………………52
ПРИЛОЖЕНИЕ 5……………………………………………………………...53

Список использованной литературы

Аксенова, А. К. Методика преподавания русского языка для детей с нарушениями интеллекта : учеб.-метод. пособие для студентов дефектол. фак. педвузов / А. К. Аксенова, С. Ю. Ильина. – М. : Просвещение, 2011. – 335 с.
Белякова, И. В. К вопросу об отношении умственно отсталых школьников к стихотворениям / И. В. Белякова // Дефектология. – 1984. – № 1 – С. 43–47.
Буфетов, Н. М. Особенности усвоения некоторых моральных понятий умственно отсталыми школьниками / Н. М. Буфетов // Дефектология. – 1980. – № 3. – С. 24–29.
ВальдесОдриосола, М. С. Формирование эмоционально-волевой сферы у школьников с проблемами в развитии средствами арттерапии : метод.пособие для педагогов / М. С. ВальдесОдриосола. – М. : ГНОМ и Д, 2004. – 64 с.
Василевская, В. Я. Понимание учебного материала учащимися вспомогательной школы / В. Я. Василевская. – М. : АПН РСФСР, 1960. – 120 с.
Вислабокова, Н. С. Текст на уроках языка в начальной школе: особенности восприятия и понимания / Н. С. Вислабокова // Пачатк. навучанне: сям’я, дзіцячы садок, шк. – 2003. – № 6. – С. 3–8.
Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В. К. Воробьева.– М. : Сфера, 2009. – 324 с.
Выготский, Л. С. Принципы воспитания физически дефективных детей / Л. С. Выготский // Собр. соч. : в 6 т. – М., 1983. – Т. 5 : Основы дефектологии. – С. 49–62.
Гаврилко, Т. И. Понимание эмоциональных состояний у детей младшего школьного возраста / Т. И. Гаврилко // Псіхалогія. – 2001. – № 3. – С. 100–113.
Гальперин, И. Р. Текст как объект лингвистического исследования / И. Р. Гальперин ; под ред. Г. В. Степанова. – М. : Акад. наук СССР, 1981. – 140 с.
Гнездилов, М. Ф. Методика русского языка во специальной школе : учеб.-метод. пособие для студентов пед. ин-тов / М. Ф. Гнездилов. – М. : Просвещение, 1965. – 270 с.
Гончарова, Е. Л. Бездумное чтение у младших школьников : кто виноват и что делать? / Е. Л. Гончарова, Д. В. Дмитриева // Воспитани


3. Принцип учета сенситивных периодов развития. Л. С. Выготский показал, что в развитии ребенка есть периоды, в течение которых определенный процесс или функция формируется наиболее быстро и полноценно (сенситивные периоды развития). Н.Б. Шевченко определяет возраст 9-12 лет, как, наиболее чувствительный, т. е. сенситивный для формирования психологической базы в развитии эмоциональной сферы школьника с интеллектуальной недостаточностью. По мнению автора, данный возраст является оптимальным и со стороны спонтанного развития и со стороны высокой способности к обучению. Кроме того, к четвёртому классу учащиеся с интеллектуальной недостаточностью овладевают навыками самостоятельного чтения и основами аналитико-синтетической работы с текстом.
5. Принцип доступности. Основным источником литературного материала является учебник для чтения, все тексты которого подобраны и адаптированы с учётом психофизических особенностей данной группы учащихся. Кроме этого, задания,