Развитие творческих способностей средствами декоративно-прикладного искусства на уроках технологии в начальных классах
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы заключается в том, развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания является одной из задач современной школы. Многие педагоги и психологи (Азарова Л. Н., Кузин В. С., Столяренко Л. Д. и др.) в своих работах отмечают, что в существующей сейчас системе образования недостаточно уделяется внимание целому пласту человеческого опыта – опыта творческой деятельности. По утверждению Мухамбаевой А. У. особо негативно такое направление в образовании сказывается на младших школьниках [20, c.28]. Создавая у них репродуктивную направленность в обучении, можно потерять будущего творца, ведь такое обучение, отмечает автор, формирует скорее потребителя, беспомощного в творческом плане, нежели активную творческую личность. Столкнувшись с новыми условиями или обстоятельствами, ребёнок оказывается недееспособным.
Еще одним отрицательным моментом является то, что имеющийся резерв теоретических и методических возможностей развития творческого потенциала дете
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава I. Теоретические основы развития творческих способностей в начальной школе……………………………………………………………..6
1.1 Развитие творческих способностей как психолого-педагогическая проблема………………………………………………………………………..6
1.2 Анализ опыта развития творческих способностей младших школьников…………………………………………………………………...18
Выводы к Главе I……………………………………………………………...29
Глава II. Разработка программы развития творческих способностей младших школьников на уроке “Технологии”…………………………..30
2.1 Возможности и требования к применению средств ДПИ на уроках технологии в начальной школе………………………………………………30
2.2 Программа развития творческих способностей младших школьников и её экспертная оценка………………………………………………………….40
Выводы к Главе II……………………………………………………………..60
Заключение…………………………………………………………………..62
Список использованной литературы……………………………………..64
Приложения
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Амонашвили Ш.А. Педагогика наших дней. М.: Аспект Пресс, 2018. - 389 с.
Ахмерова, Н. М. Педагогика творчества: учебное пособие для вузов / Н. М. Ахмерова, Р. С. Рабаданова, А. Л. Фатыхова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 103 с.
Баринова М. Н. О развитии творческой активности средствами внеурочной деятельности. М.: Прогресс, 2018. – 167 с.
Барышева Т. А. Диагностика и развитие творческих способностей / Т. А. Барышева и др. М.: Высшая школа, 2018. - 416 c.
Хотунцев Ю. Л. «К концепции совершенствования преподавания образовательной области «Технология» в культуросообразной среде» – Материалы Московской городской научно-практической конференции. – М., МПГУ, 2000.
Березина В. Г. Детство творческой личности. СПб: «Издательство Буковского», 2018. – 160 с.
Бухарова И. С. Диагностика и развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста: учебное пособие для вузов / И. С. Бухарова — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 119 с.
Веракса Н. Е. Диалектическое мышление и творчество // Вопросы психологии. 2018. – 230 с.
Сборник нормативных документов. Технология. – М.: Дрофа, 2004.
Галин А. Л. Педагогические особенности творческого поведения. Новосибирск: НГУ, 2019. – 228 с.
Шпикалова Т. Я. Народное творчество в художественном образовании и эстетическом воспитании в средней общеобразовательной школе: теоретическое обоснование системы обучения и воспитания, пути ее рализации. – Диссерт. на соиск. уч. степени докт. пед. наук. – М., 1998.
Дубровина И. В. Содержание и методика развития творческих способностей у младших школьников во внеурочной деятельности. М.: Образование, 2019. - 110 с.
Дьяченко О. М. Об основных направлениях развития творческих способностей у детей. М.: Образование, 2019. – 230 с.
Дюков В.М., Козулина Ю.Г. Теоретические подходы к исследованию творческих способностей. М.: Прогресс, 2019. – 260 с.
Константинова С. С
Как правило, дети на этом этапе уже испытывают потребность в самостоятельном поиске мотивных схем. На сайтах и в литературе по рукоделию ученики могут найти все, в том числе и по степени сложности. На основе мотивов учащиеся разрабатывают собственные модели изделий.
Эстетическое воспитание дошкольников характеризуется как процесс целенаправленного воздействия на личность через искусство, благодаря которому учащиеся приобретают художественную чуткость и вкус, проявляют интерес к искусству, развивают умение его понимать, получать от него удовольствие. Ценность эстетического воспитания заключается в том, что оно делает ребенка благороднее, положительно влияет на его нравственность, возвышает чувства и украшает жизнь.
В качестве средства эстетического воспитания целесообразно использовать народные художественные промыслы, оказывающие сильное эстетическое и эмоциональное воздействие на человека, а также дающие большие познавательные, развивающие и воспитательные