Теоретические и прикладные аспекты использования средств биоэнергопластики для развития и коррекции устной речи у старших дошкольников с лёгкой умственной отсталостью в условиях комбинированой группы ДОО
Введение
Речь – тонкий психический процесс, который развивается в процессе онтогенеза, протекает параллельно с развитием умственных и физических способностей ребенка и является основой гармоничного полноценного развития личности. - https://scienceforum.ru/2015/article/2015012333. Всем известно, что речь является одним из главных показателей развития ребенка. Она реализует несколько потребностей ребенка коммуникативную, информативную, познавательную (развивающую), что уже говорит о ее большой значимости. Несовершенство умений, связанных с использованием речи как средства общения, является характерной особенностью старших дошкольников с лёгким нарушением интеллекта. Возникают сложности в организации свободного общения, затруднения в развитии речемыслительной и познавательной деятельности, в осуществлении процесса социализации таких детей. «Ограниченность представлений об окружающем мире, слабость речевых контактов, незрелость интересов, снижение потребности в речевом общении представляют собой значимые факторы, обусловливающие замедленное и аномальное развитие коммуникативных умений у старших дошкольников с лёгким нарушением интеллекта». (Льва Семёновича Выготского) Для совершенствование и формирование речи у дошкольников с лёгкой умственной отсталостью можно использовать элементы биоэнергопластики. Следовательно, общение - важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый на познание и оценку самого себя через взаимодействие с другими людьми. Как полагал Л.С.Выготский, развитие психики человека происходит лишь в совместной деятельности и общении [1,2].
Оглавление
Введение……………………………………………………………………
Глава I. Теоретические аспекты использования средств биоэнергопластики для развития и коррекции устной речи у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью.
1.1 Формирование устной речи в онтогенезе………………………
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего возраста с легкой умственной отсталостью……………………………………
1.3 Функционирование комбинированных групп в ДОО на современном этапе развития образования……………………………………
1.4 Теоретический обзор исследований и методических разработок использования биоэнергопластики в процессе коррекционно-развивающих занятий с детьми…………………………………………………………….
Выводы по содержанию главы………………………………………
Глава II. Экспериментальное исследование состояния устной речи у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью в условиях комбинированной группы ДОО
2.1. Организация и методика проведения констатирующего эксперимента
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента………………
Выводы по содержанию главы……………………………………………
Глава III. Развитие устной речи у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью с использованием средств биоэнергопластики
3.1. Разработка проекта коррекционных мероприятий направленных на коррекцию устной речи дошкольников с лёгкой умственной отсталостью с элементами биоэнергопластики…………………………………………….
Выводы по содержанию ……………………………………………
Заключение………………………………………………………
Библиографический список………………………………………
Библиографический список
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному язы-
ку дошкольников: учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия,
2000. – 400 с.
2. Андреева, Н.Г. Логопедическое занятие по развитию связной речи
младших школьников: в 3 частях. Часть 2. Предложение. Текст / под ред. Р.И.
Лалаевой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 312 с.
3. Болотова, Т.В. Логопедическая работа по развитию связной речи у
младших школьников с нарушениями интеллекта / Т.В. Болотова. Развитие
личности как стратегия современной системы образования: Материалы Международной научно-практической конференции, 2016. – С. 318-385.
4. Блинова, Л.Ф. Игровые технологии как условие формирования лич-
ности ребенка / Л.Ф. Блинова. – Казань: Новое знание, 2013. – 35 с.
5. Буслаева, М.Е. Особенности речи умственно отсталых дошкольников и пути их коррекции в дошкольной образовательной организации / Л.Ф.
Буслаева. Научные труды Калужского государственного университета имени
К.Э. Циолковского Калужский государственный университет им. К.Э. Циол-
ковского, 2016. – С. 428-432.
6. Ванюхина, Г.А. Истоки качества связной речи дошкольников с си-
стемными речевыми нарушениями / Г.А. Ванюхина //Логопед. – 2015. − № 5. –C. 18-26.
7. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М.: Аст,
2008. – 640 с.__
8. Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольни-ков. — М.: ТЦ Сфера, 2010. — 64 с. (Библиотека журнала « Логопед »). (1) ISBN 978-5-9949-0250-9
9.Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-Методическое пособие, — СЕЮ,: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004 — 144 с.
10.И. Д. Коненковой «Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития»
9. Гаврилушкина, О. П. Проблемы коммуникативного поведения дошкольников [Текст] / О. П. Гаврилушкина // Ребенок в детском саду. – 2003. – № 1. – С.19-25.
10. Гаврилушкина, О. П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников [Текст] : кн. для воспитателя / О. П. Гаврилушкина, Н. Д. Соколова. – М. : «Просвещение», 1985. – 72 с.
11. Гайдукевич, С. Е. Методика учебно-воспитательной работы в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации [Текст] : учеб. метод. пособие / С. Е. Гайдукевич, М. Вентланд, Т. В. Горудко ; под ред. С. Е. Гайдукевич. – Минск : БГПУ, 2009. – 276 с.
12. Грабенко, Т. М., Коррекционные, развивающие адаптирующие игры [Текст] : учеб. метод. пособие / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004. – 66 с.
13. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у детей [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – М. : Просвещение, 2011. – 320 с.
14. Жукова, Н. С. Если Ваш ребенок отстает в развитии [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова. – М. : Просвещение, 2007. – 110 с.
15. Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей [Текст] : учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов. / С. Д. Забрамная. – М. : Просвещение, 1995. – 112 с.
16. Закревская, О. В. Развивайся, малыш! Сюжетные картинки по развитию речи [Текст] / О. В. Закревская. – М. : ГНОМ, 2009. – 22 с.
17. Замский, Х. С. Умственно отсталые дети. История их изучения, воспитания и обучения [Текст] / Х. С. Замский. – М. : НПО Образование, 1995. – 400 с.
18. Запорожец, А. В. Развитие общения у дошкольников [Текст] / А. В. Запорожец, М. И. Лисина. – М. : Педагогика, 1974. – 288 с.
19. Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. – СПб.: «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2011.
20. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. – СПБ.: «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2011.
21. О йога-данс или биоэнергопластике. – интернет-ресурс.
22. Ястребова А.В. Хочу в школу: система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей. – М.: АРКТИ,1999.
23.Интернет ресурс http://pedlib.ru/Books/2/0278/2_0278-17.shtml
24. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей пяти лет. М.: Арктур, 2001.
25. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу. М.: Арктур, 1999
26. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей.М.: Когито-центр, 1998.
27. БуденнаяТ.В. Логопедическая гимнастика, СП.,2009
28. Коноваленко С.В., Кременецкая М.И.Развитие психофизической базы речи у детей с нарушениями в развитии
29. Лопухина И.С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи;
30. Нищева Н.В» Картинки и тексты для автоматизации звуков разных групп»; Тетради – тренажеры «С –Ш – З – Ж»; « Л, Л мягкий»
« Р, Р мягкий» для автоматизации и произношения звуков изд – во « Детство – Пресс», 2016
31. Сековец Л.С. «Изучение особенностей психофизического развития в системе дошкольных и школьных образовательных учреждений» Н.Н ,2009 года
32. Степанова Е. Л. « Стихи для автоматизации звуков у детей 4 – 6 лет
( речевой материал для работы с дошкольниками с нарушением звукопроизношения –свистящие, шипящие , сонорные), изд – во «Гном» 2014
33. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб,1997
10.ЧетверушкинаН.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5 – 7 лет - М Гном, 2001
34. Интернет источник: http://logoportal.ru/statya-16759.html
У Н. С Жуковой, Е. М Мастюковой, Т. Б. Филичевой в книге «Логопедия. Преодоление ОНР у дошкольников» подробно изложено обследование детской речи 1 уровня («Полное отсутствие общеупотребительных средств общения») [13]. В книге Г. А. Волковой «Методика психолого–логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики» [8] представлено обследование состояния неречевых психических функций, исследование импрессивной речи, пассивного словаря, эти вопросы рассматриваются так же в книге «Методы обследования речи детей» под редакцией Г. В. Чиркиной [47].
Так же обследование речи можно проводить по методикам М. И. Илюк «Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» и И. Д. Коненковой «Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития [24]. Коррекционно-развивающая работа, направленная на развитие речи дошкольников с умственной отсталостью часто имеет положительную динамику: дети данной категории способны научится использовать вербальные средства общения и переходят на качественно новый уровень речевого развития. Рассмотренные выше методики обследования речевого развития детей можно применять на практики, но мы свой выбор остановили на методике О. Б. Иншаковой для проведения индивидуального обследования устной речи детей старшего дошкольного возраста. Методика изучения уровня речевого развития включает в себя обследование состояния звуковой стороны речи, состояние фонематических процессов, обследование слоговой структуры слова, словарного запаса, грамматического строя речи, связной речи и соответствует следующим требованиям: материал и условия выполнения подбираются с расчетом на максимальную доступность для детей по всем параметрам. В методику включена серия однородных заданий, что исключает влияние случайных причин.