Анималотерапия как социально-педагогическая технология
Введение
Современной наукой активно проводятся исследования взаимодействия человека и животных. Системы здравоохранения и охраны психического здоровья постоянно реализуют свежие и оригинальные подходы в работе с детьми и несовершеннолетними. Один относительно новый подход, который использует в терапии различных животных, включая домашних, сельскохозяйственных и даже животных дикой природы, получил большое признание в современном обществе. Такая популярность обуславливается его широким прикладным применением. Влияние животных рассматривается как средство формирования биологического и социопсихологического здоровья человека. Растущая широта применения анималотерапии и привлечение квалифицированных специалистов из различных дисциплин сделали терапию с помощью животных чем-то большим, чем просто «терапевтическое вмешательство».
Содержание
Содержание1
Введение2
Глава 1. Теоретические основы использования методов анималотерапии в социально-педагогической работе с несовершеннолетними6
1.1. Понятие и характеристика анималотерапии как социально-педагогической технологии6
1.2. Психолого-педагогический потенциал реализации программ анималотерапии14
1.3. Значение анималотерапии в социализации, развитии, воспитании и образовании личности27
Глава 2. Отечественный опыт и пути совершенствования социально-педагогической работы с несовершеннолетними на основе методов анималотерапии .33
2.1. Российский опыт применения анималотерапии в развитии личности33
2.2. Опыт применения анималотерапии в работе с несовершеннолетними в Орловской области: состояние и перспективы совершенствования42
Заключение46
Литература48
1. Бугаева, Е. И. Использование пет-терапии в работе с людьми периода ранней взрослости / Е. И. Бугаева // Сборник работ 68-й научной конференции студентов и аспирантов Белорусского государственного университет . – Минск : Издательский центр БГУ, 2011. – С. 10-12.
2. Загайнова, О. С. Прикладные аспекты зоопсихологии: анималотерапия : учебно- методическое пособие пособие / О. С. Загайнова, О. В Ломтатидзе, А. С. Алексеева. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019. – 112 с.
3. Веревкина, О. В Анималотерапия как инновационный и перспективный метод психологической работы / О. В Веревкина // Apriori. Серия Гуманитарные науки № 5 : электронный журнал. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29944825. – Дата публикации: 2017.
4. Антошина, Г.В. Анималотерапевтическая программа «Хвостатый лекарь» / Г.В. Антошина // Новые исследования. – 2010. – № 24. – С. 38-59.
5. Смолова, Л. В. Психология взаимодействия с животными и ее применение в психолого-социальной работе / Л. В. Смолова // Ученые записки Санкт-Петербургского института психологии и социальной работы. – 2008. – Т. 9, № 1. – С. 45-50.
6. Никольская, А. В. Эффективность ненаправленной анималотерапии для детей с различными формами дизонтогенеза / А. В. Никольская // Психология и психотехника. – 2012. – № 8 (47). – С. 87–99.
7. Чуприков, А. П Анималотерапия: иппотерапия / А. П Чуприков, А. Г Смолянинов, А. В Бураго // Новости медицины и фармации. – 2011. – № 17 (386). – С. 28–29.
8. Пополитов, Р.А. Биомеханические основы иппотерапии / Р.А. Пополитов // Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. – 2011. – Т. 24 (63), № 2. – С. 224-230.
9. Барминская, М. К. Глазами психолога: роль канистерапии в развитии социальных навыков у детей / М. К. Барминская // Современные подходы и технологии сопровождения детей с особыми образовательными потребностями : сб. материалов всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, 23–25 марта 2017 г. . – Пермь : Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет", 2017. – С. 14.
10. Филатова - Сафронова, М.А. Влияние иппотерапии на развитие детско-родительских отношений в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями : специальность Специальность 19.00.13 психология развития, акмеология : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Филатова - Сафронова Маргарита Александровна. – Казань, 2002. – 23 с.
11. Грызунова, Г. В. Семинар по канистерапии в Казахстане «Собака как друг и как доктор» / Г. В. Грызунова, Н. В. Зверева, Л. Т Козловская // Клиническая и специальная психология. – 2014. – Т. 3, № 3. – С. 107–114.
12. Данченко, С. А. Канистерапия как метод социальной реабилитации детей, попавших в экстремальную жизненную ситуацию / С. А. Данченко, И. Г. Носова // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности. – 2014. – № 4. – С. 296–301.
13. Данченко, С. А. Механизм социально-коммуникативного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с помощью метода канистерапии / С. А. Данченко // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности. – 2017. – № 7. – С. 234–237.
14. studopedia.ru : сайт. – URL: https://studopedia.ru/11_67803_teoriya-psihosotsialnogo-razvitiya-eeriksona.html (дата обращения: 20.05.2023)
15. Дерябо, С. Д. Методики диагностики и коррекции отношения к природе / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. – Москва : ЦКФЛ РАО, 1995. – 147 с.
16. Юнг, К.Г. Аналитическая психология / К.Г. Юнг. – Москва : Издательство АСТ, 1971. – 420 с.
17. Бугаева, Е.И. Дельфинотерапия в коррекционно-реабилитационной деятельности с детьми / Е.И. Бугаева // Сборник работ 69-й научной конференции студентов и аспирантов Белорусского государственного университета, 14-17 мая 2012 г. Ч. 2. . – Минск : Издательский центр БГУ, 2014. – С. 5-9.
18. Гармаева, Т. В. Нравственное воспитание дошкольников: опыт, проблемы, современные подходы / Т. В. Гармаева, О.А. Пестерева // Вестник Бурятского государственного университета. – 2017. – № 7. – С. 16-24.
19. Дударь, А.И. Возможности использования домашних животных при работе с клиентом в современной социальной работе и психологии / А.И. Дударь, Т.М. Хусяинов // Гуманитарные научные исследования. – 2015. – № 3 (43). – С. 104-111.
20. Адлер, А Индивидуальная психология / А Адлер. – СПБ : Питер, 2022. – 256 с.
Сильное положительное влияние собаки на человека обеспечивает возможности реализации следующих задач:
Выход из стрессовой ситуации.
Иногда общение с собакой, выполняющей роль преданного слушателя, гораздо эффективнее даже доверительного разговора с близким человеком.
Мотивация к двигательной активности.
Так как собак надо выгуливать, это может послужить поводом для прогулки даже у того, кто не видит других причин выйти на улицу.
Положительное влияние на внимание.
Собаки способны обеспечить хорошую динамику у пациентов с агрессией и гиперактивностью, направляя и концентрируя внимание пациента на себе. Особенно актуально это для детей дошкольного и школьного возраста.
Стабилизация психического состояния.