Использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка в начальной школе
ВведениеАктуальность исследования. Важными целями образования в настоящее время являются развитие у учащихся способности действовать и быть успешными, формирование высокого уровня личностной культуры, умения вести диалог, кооперировать ресурсы для достижения общих целей. Востребованными становятся такие качества личности, как мобильность, решительность, ответственность, способность усваивать и применять знания в незнакомых ситуациях, способность выстраивать коммуникацию с другими людьми.
Перед школой, учителем и обществом в целом ставится задача: воспитание всесторонне развитой личности, способной находить выход из любой ситуации креативно и с пользой, как для себя, так и для общества.
Для воспитания таких качеств личности необходимо систематически осуществлять работу на протяжении всего курса обучения, начиная с начальной школы.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы интерактивных методов обучения в начальной школе 5
1.1 К вопросу сущности интерактивного обучения 5
1.2 Анализ научно-методической литературы по теме исследования 7
1.3 Интерактивные методы обучения на уроках русского языка в начальной школе 11
Глава 2. Методические аспекты интерактивных методов обучения на уроках русского языка в начальной школе 17
2.1 Анализ учебников русского языка УМК «Перспектива» (4 класс) с точки зрения представления в них интерактивных приемов обучения 17
2.2 Анализ педагогического опыта по использованию интерактивных методов обучения на уроках русского языка в начальной школе 19
2.3 Методические материалы по использованию интерактивных методов обучения на уроках русского языка в начальной школе 21
Заключение 30
Список использованных источников 32
Список использованных источниковАзимов Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А. Н. Щукин. - М.: Икар, 2009. - 448 с.
Алексеенко О. Н. Использование интерактивных методов на профильно-ориентированных занятиях по иностранному языку. URL: http://www.phil.pu.ru/depts/02/anglistikaXXI_01/0.htm
Андронова Т. А., Тарасенко О. А. Активные и интерактивные формы проведения занятий «Юридическое образование и наука», 2013, № 2.
Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Наука и образование: электронное научно - техническое издание, 2011: URL: http://technomag.edu.ru/doc/172651
Дроздова О. А., Смирнова Т. А. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников как ведущий результат обучения. URL: http://www.gramota.net/materials/2/2016/5-1/54.htmlЕрмакова К. К. Использование интерактивных методов обучения в начальной школе / К. К. Ермакова // Инновационная деятельность в образовательных организациях: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Ульяновск, 29 марта 2018 года / Ответственный редактор М.Г. Заббарова. – Ульяновск: Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, 2018. – С. 223-225.
Климанова Л. Ф. Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина. — 2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 2017. — 192 с.
Курышева И. В. Классификация интерактивных методов обучения в контексте самореализации личности учащихся URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsiya-interaktivnyh-metodov-obucheniya-v-kontekste-samorealizatsii-lichnosti-uchaschihsyaМирзоева Н. Ш. Использование интерактивных методов обучения в начальной школе / Н. Ш. Мирзоева, М. Х. Бокиева // Вестник магистратуры. – 2019. – № 6-5(93). – С. 35-36.
Общим требованием, которое необходимо учитывать при выборе проблемы для мозгового штурма – возможность многих неоднозначных вариантов решения проблемы, которая выдвигается перед обучающимися как учебная задача.
2. Шесть шляп мышления
Данная технология позволяет рассмотреть проблему или ситуацию с разных сторон.
«Надевание шляпы» фокусирует мышление, «смена» шляпы изменяет его направление. Когда разные части мыслительного процесса четко определены, мышление может стать более сосредоточенным и продуктивным.
Использование этого метода для рассмотрения различных ситуаций:
Помогает сосредоточиться.
Приводит к более творческому мышлению.
Улучшает коммуникацию и, таким образом, оптимизирует принятие решения.
Схема реализации метода представлена на рис. 2.
Рис. 2. Схема метода «шесть шляп мышления»
3. Кластер – это элемент технологии развивающего обучения, который можно включить в процесс обучения на любом из этих этапов.