Особенности детско-родительских отношений в неполных семьях младших школьников
Введение
Актуальность исследования. Вопросам семьи и семейного воспитания в современном обществе посвящено большое количество научных работ и практических исследований. Это связано с неутешительной динамикой развития института семьи в Российской Федерации. Так, согласно данным Федеральной службы государственной статистики ежегодно увеличивается число разводов и значительно сокращается количество браков.
Как показывают данные переписи населения 2010 года, количество неполных семей в ряде регионов России приближается к 50% (г. С.Петербург - 45,26%, Москва - 43,24%, Тульская области – 41,78%, Московская области – 39,9%, Калужская область – 33,3%...). Такие статистические данные позволяют нам предположить, что в скором времени понятие «семья» потеряет свою значимость и ключевую роль в вопросах воспитания и обучения детей и подростков.
В связи с этим социальная политика в отношении вопросов семьи и семейного воспитания стала предметом совместного деяния Федерации и субъектов РФ. На
Оглавление
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ
1.1 Определение понятия «неполная семья» в научной литературе
1.2 Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста
1.3 Специфика детско-родительских отношений в неполных семьях и их влияние на развитие ребенка
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ
2.1 Организация исследования
2.2 Выявление особенностей детско-родительских отношений детей младшего школьного возраста в неполных семьях
Выводы по второй главе
ГЛАВА 3. РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НЕПОЛНЫМ СЕМЬЯМ
3.1 Разработка и апробация программы психологической помощи неполным семьям в детско-родительских отношениях
3.2 Анализ результатов эффективности программы психологической помощи неполным семьям в детско-родительских отношениях
Выводы по третьей главе
Заключение
Список использованной литературы
Список литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый Приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 г. №373 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" [Текст] / Министерство образования и науки РФ. — М.: Просвещение, 2010. — 32 с.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) "Об образовании в Российской Федерации" п.1 ст. 66, 67
Арсентьева Е. К ВОПРОСУ О ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЯХ // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, 2017..- № 2. С. 1-8.
Баёва, Н.А Анатомия и физиология детей школьного возраста: Учебное пособие/ Н. А. Баёва, О.В. Погадаева. - Омск: СибГУФК, 2016. - 56 с.
Берулава Г.А. Новая методологическая платформа развития личности // Гуманизация образования. 2013. №3. С.72-76.
Биловус, В.К. Социально психологическое неблагополучие ребенка в неполной семье / В.К. Биловус, Е.А, Моругина// Аллея науки.- 2017. - № 15. С.143-145.
Бутина-Гречаная Светлана Владимировна Теоретические подходы к анализу детско-родительских отношений // Ученые записки ЗабГУ. Серия: Педагогические науки. 2010. №5. С. 243-247.
Гавров С. Н. Историческое изменение институтов семьи и брака. — М.: МГУДТ, 2019. — 366 с.
Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации.- 2-е изд. - М.: Академический Проект, 2015. - 528 с.
Гоголева А. В./ Аддиктивное поведение и его профилактика. — 2-е изд., стер. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. — 240 с.
Гребенников И.В. Основы семейной жизни. Учебное пособие. - М.: Просвещение, 2011. к 148.
Демографические проблемы семьи/Под. ред. Н.М. Римашевской - М. 2011, с. 11.
Есаков, С.А. Возрастная анатомия и физиология / С.А. Есаков.-Ижевск: УдГУ,2010.- 295 с.
Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М.: Просвещение, 2016. 128с.
Иванова Надежда
Функции неполных семей совершенно совпадают с функцией семьи, в общем, затрудняет же выполнение функций ряд обстоятельств, возникающих такого типа семьях. Это, прежде всего, финансовые трудности, возникающие в процессах жизнедеятельности семьи, процессах обучения и воспитания ребенка. Проблема экономического характера стоит довольно остро. Совокупный бюджет семьи складывается лишь из трудового дохода единственного родителя, а также пособий и социальных выплат от государства. К сожалению, применительно к России, выплаты и пособия, которые гарантируются государством, не исправляют ситуацию экономического характера. В связи с этим матери вынуждены искать дополнительный заработок, отодвигая на второй план полноценное воспитание ребенка.