Языкова репрезентация психологического портрета главного героя романа В. Набокова «Защита Лужина» лингвометодический аспект.

Скачать хорошую дипломную работу на тему: Языкова репрезентация психологического портрета главного героя романа В. Набокова «Защита Лужина» лингвометодический аспект. В работе рассматривается эстетическая функция эмотивной лексики в романе.
Author image
Fadis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
14.08.2024
Объем файла
150 Кб
Количество страниц
55
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2160 руб.
2700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Лингвисты ещё в начале прошлого века обратили внимание на языковые единицы и их соотношение с внеязыковой действительностью, с человеком и выражаемыми им эмоциями.
Слова, выражающие различное проявление чувств, определяются в современной научной литературе как "эмотивная лексика". Для неё характерно значение эмоциональности. Эмотивная лексика играет важную роль в человеческой жизни каждого человека. В течение всей своей мы испытываем разные эмоции, они сопровождают нас во время любой деятельности. Радость, смех, разочарование, ненависть и ещё множество различных эмоций так или иначе всегда присутствуют в жизни. При этом нет осознания, какие языковые средства используются для выражения тех или иных эмоций, их выбор формируется на подсознательном уровне, носитель языка подсознательно чувствует, как правильно выразить свои чувства, внутренние или внешние переживания.
 

Оглавление
Введение2
Глава 1. Эмотивная лексика как объект лингвистических исследований5
1.1.Понятие эмотивной лексики5
1.2 Эмотивная лексика в семантической системе художественного текста.11
1.3Эмотивная лексика в плане выражения психологического портрета героя художественного текста.15
Выводы по главе I21
Глава 2. Функциональные особенности эмотивной лексики в романе В. Набокова «Защита Лужина»22
2.1 Система эмотивов в романе В. Набокова22
2.2. Эстетическая функция эмотивной лексики в романе В. Набокова «Защита Лужина»32
Выводы по главе II36
Глава 3. Изучение системных отношений в лексике на факультативных занятиях по русскому языку (на материале романа В. Набокова «Защита Лужина»)37
3.1. Организация факультативных занятий в средней и старшей школе37
3.2. Изучение эмотивной лексики на факультативных занятиях по русскому языку в старших классах средней школы (на материале романа В. Набокова «Защита Лужина»43
3.3. Система факультативных занятий на тему «Эмотивная лексика в плане репрезентации психологического портрета героя художественного произведения» (на примере романа В. Набокова «Защита Лужина»)45
Выводы по третьей главе60
Заключение61
Список литературы64
Приложение69

Список литературыХудожественные тексты
Бабиков, Андрей Александрович (1974-).Прочтение Набокова. Изыскания и материалы [Текст] / Андрей Бабиков. - Санкт-Петербург : Изд-во Ивана Лимбаха, 2019. – 812 с.
Набоков В. Защита Лужина: роман / Владимир Набоков. – СПб. : Азбука, Азбука – Аттикус, 2019. – 224с. – (Азбука-классика).
Носик, Борис Михайлович (1931-2015).Мир и дар Набокова : первая русская биография писателя / Борис Носик. - Москва : Пенаты, 1995. - 549 с.
Библиография
Бабенко Л.Г. Лексические средства обозначения эмоций в русском языке. – Везде следует заменить дефис на тире! Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1989. – 184 с.
Багдасарова Н.А. Лексическое выражение эмоций в контексте разных культур: Дис. ... канд.филол.наук. - М., 2004.
Васильев Л.М. Семантические классы глаголов чувства, мысли, речи // Очерки по семантике русского глагола. - Уфа, 1981. – 184 с.
Виноградов В.В О языке художественной литературы. - Москва: Гослитиздат, 1959. - 654 с.; 
Вульфсон. Р.Е. Эмоционально-оценочная лексика и контекст // Русский язык в школе. 1991. №4. С.33-36.
Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы : Кн. для учителя / А. Б. Есин. - М. : Просвещение, 1988. – 174 с.
Зуева Е.А. Эмоции как объект лингвистических исследований // Иностранные языки в профессиональном образовании: лингвометодический контекст. Белгород, 2006. С. 148-154
Ильин Е.П. Эмоции и чувства. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2013. – 783 с.: ил. – [Серия «Мастера психологии»]. – 782 с.
Кукушкина Е.И. Познание, язык, культура. - М., 1984. – С. 228-239.
Лукьянова H.A. О соотношении понятий экспрессивность, оценочность // Актуальные проблемы лексикологии и словообразования. Вып. 5. - Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1976. - С. 3-21.
Лукьянова H.A. О соотношении понятий экспрессивность, оценочность // Актуальные проблемы лексикологии и словообразования. Вып. 5. - Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1976. - С. 3-21.
Потебня А А. Мысль и язык. //

Репрезентация – это и сам процесс представления мира человеком, и единица этого представления, замещающая представляемое либо в психике человека, либо в языковом оформлении некоторого знания, т.е. вербальная, языковая репрезентация [Филимонова 2001, с. 44]. Репрезентация эмоций – это важная часть языковой картины мира любого языка, которая занимает одно из главных мест в современной лингвистике [Герасименко 2002, с. 40].
Подводя итог разговору о психологизме, стоит сказать о том, что исследовать этот вопрос в комплексе всех трех составляющих: с позиции автора, героя и читателя.
Презентация эмоций через мысли и чувства героев художественного произведения, является одним из специфических стилистических приемов характеризации персонажей и вызывает эмоциональное сопереживание у читателя. Этот прием помогает герою интерпретировать собственные мысли, а читателю ощутить эстетико-эмоциональную информаци