Формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II-III уровня при дизартрическом компоненте
ВВЕДЕНИЕ.
Речь является наиважнейшей сферой развития сенсорных процессов человека в течение раннего и дошкольного возраста. Она тесно связана с памятью, мышлением, воображением и эмоциями. Без речи невозможно представить полноценное развитие детей в любой образовательной области. Таким образом, речевое развитие занимает особое место среди других видов обучения. В этой связи особое внимание следует уделять развитию и совершенствованию речи детей, поскольку это позволяет реализовать их развитие во многих других видах деятельности.
Развитие речи и всестороннее изучение этой проблемы было предметом исследования таких ученых как Н.И.Жинкин, А.А.Леонтьев, Ф.А.Сохин, К.Ф.Седов, А.М.Шахнарович. Они сделали значительный вклад в понимание важности речи в жизни человека и в формировании личности в целом.Одним из наиболее интересных направлений в данной области являются исследования Н.И.Лепской, В.И. Логвиновой и Д.Б.Эльконина. В настоящее время развитие речи у детей
Содержание
Введение 5
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЮ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР II-III УРОВНЯ ПРИ ДИЗАРТРИЧЕСКОМ КОМПОНЕНТЕ
1.1. Определение слоговой структуры слова, ее виды и причины возникновения нарушений слоговой структуры слова
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II- III уровня
1.3 Формирование слоговой структуры у детей при нормальном речевом развитии и у детей с общим недоразвитием речи
1.4. Методы коррекции дислексии в младшем школьном возрасте 24
Выводы по главе 1
Глава 2. МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ II-III УРОВНЯ ПРИ ДИЗАРТРИЧЕСКОМ КОМПОНЕНТЕ (констатирующий этап)
2.1 Цель, задачи и содержание констатирующего этапа исследования
2.2 Анализ констатирующего этапа эксперимента
Выводы по главе 2
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР II-III УРОВНЯ ПРИ ДИЗАРТРИЧЕСКОМ КОМПОНЕНТЕ
3.1.Цель, задачи и организация формирующего этапа эксперимента по формированию слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II-III уровня при дизартрическом компоненте
3.2. Содержание логопедической работы по формированию слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II-III уровня при дизартрическом компоненте.
3.3. Результаты экспериментального обучения
3.3.1.Условия проведения контрольного эксперимента
3.3.2 Контрольный срез.
Выводы по главе 3
Заключение
Список литературы
Список литературы
Алексеева, А.Е. Подготовка детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) к овладению письменной речью: автореферат дис. ...канд. пед. наук: 13.00.03.-М., 2007.- 24 с.
Бабина, Г.В. Обследование слоговой структуры слова и предпосылок ее развития у младших дошкольников с общим недоразвитием речи / Г.В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина/ Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2002. - № 4. - С. 12-23.
Башинская, Т.В. Как превратить неговорящего ребенка в болтуна (из опыта преодоления моторной алалии)// Пособие для учителей-дефектологов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования. Башинская Т.В., Пятница Т.В.- Мозырь: ООО ИД "Белый Ветер", 2008 -124с.
Волкова, Л.С. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов: / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн.-М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.-Кн. ПI: Системные нарушения речи: Алалия. Афазия. дефектолога). 311 с.
Волкова, Л.С. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для лого- педов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн.-М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.-Кн. V: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. 479 с.
Датешидзе ,Т.А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития./Т.А. Датешидзе - СПб.: Речь, 2004. — 128 с.
Ефремова , Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный./Т.Ф. Ефремова – М.: Русский язык, 2000
Жинкин, Н.И. Механизмы речи. /Н.И. Жинкин - М.: Просвещение, 2008. - 370с.
Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. /Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева - Екатеринбург: Изд-во APT ЛТД, 2000.-320 с.
Ковшиков, В.А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. / В.А. Ковшиков, В.П. Глухов - М.: ACT: Астрель, 2007. - 318 с
Копачевская, Л.А. Формирование интонационной выразительн
Таким образом, в соответствии с принципами психолого-педагогической классификации речевых нарушений выделяется группа детей с общим недоразвитием речи, при котором отмечается недостаточная сформированность основных языковых структур. Речь страдает как целая функциональная система, и нарушаются такие её элементы, как фонетика, лексика и грамматический строй.
1.4. Обзор методик по формированию слоговой структуры слова.
Существуют различные научно-методические подходы в коррекции слоговой структуры слова у детей с речевой патологией. Они были разработаны такими авторами, как А.К. Маркова, Т.А. Ткаченко, Ю. З.Е. Агранович, Н.С. Четверушкина, Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. и другими.
Рассмотрим некоторые из них:
Первая методика, которую стоит рассмотреть – методика
формирования слоговой структуры слова Четвертушкиной Н.С.