Психологические особенности педагогического общения с подростками
ВВЕДЕНИЕ
Психологические особенности педагогического общения с подростками – актуальная тема для исследования и находит отражение в требованиях к результатам обучения и воспитания подростков, изложенного в Федеральном Образовательном Стандарте Основного Общего Образования от 31 мая 2021года.[37, с.5].
Одним из основных показателей уровня развития государства и общества является положение детей и подростков в стране. Подростки – будущее нашего государства, это в перспективе трудовой и экономический потенциал, от которого зависит прогрессивное развитие общества.
Взаимопонимание и хорошие взаимоотношения, создающие атмосферу психологического комфорта, важны не только в повседневном общении, но и в учебной деятельности. Взаимопонимание между учителем и подростком помогает установить особые доверительные отношения, способствующие сотрудничеству педагога и ученика, и оказывают положительное влияние на отношение к предмету и успеваемость.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ................................................................................................3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ С ПОДРОСТКАМИ.7
1.1.Сущностные характеристики понятия «педагогическое общение»..................7
1.2. Психолого-педагогические условия развития педагогического
общения с подростками11
Выводы по первой главе.............................................................................15
ГЛАВА 2. ЭМПЕРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ С ПОДРОСТКАМИ СЕДЬМЫХ КЛАССОВ...................................................................17
2.1.Изучение особенности стиля педагогического общения и выявление уровня компетенции классного руководителя с точки зрения подростков седьмых классов..........................................................17
2.2.Психолого-педагогические рекомендации и пути оптимизации педагогического общения с подростками........................24
Выводы по второй главе .......................................................................................30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.........................................................................................32
ПРИЛОЖЕНИЯ.
Список литературы
Абрамова, Г.С. Возрастная психология 4-е изд. Екатеринбург: Издательский центр «Академия», 1999. — 672 с.
Аверин В.А. Психология личности: Учеб. пособие/Аверин В.А. - 2. изд. - СПб.: Михайлов, 2001. – 189с.
Алейникова, Т.В. Возрастная психофизиология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ — Ростов-на-Дону: Ростовский государственный университет Учебно-научно-исследовательский институт валеологии, 2002. — 146
Араканова Т.Г. Учителям и родителям о психологии подростка/ [Г. Г. Аракелов, Н. М. Жариков, Э. Ф. Зеер и др.]; Под ред. Г. Г. Аракелова. - Москва: Высш. шк., 1990. - 303,
Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство для отчаявшихся родителей. – Москва: Академический проект. – 2003. – С. 24–72
Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. М.: Сфера, 2000. – 156 с.
Волков, Б.С. Возрастная психология [Текст]: в 2-х ч.: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по пед. спец. ОПД. Ф. 01-Психология/ Б.С. Волков. - М.: Владос. Ч. 2: От младшего школьного возраста до юношества. - 2005. - 344 с.
Гамезо, М. В.Возрастная и педагогическая психология [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. Вузов/ М.В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова; под ред. М.В. Гамезо. - М.: Пед. общество России, 2004. - 512 с.
Грехнев В. С. Культура педагогического общения, -М.: Просвещение, 1990.
Григорьева Т.Г., Линская Л.3. , Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. Методическое пособие для преподавателей. - Новосибирск: Издательство Новосибирского университета, М, Совершенство 1997.
Драгунова Т.В. Подросток [Текст]. - Москва: Знание, 1976. - 94 с.
Дубровина И.В. Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. Мн.: Академия, 1995. – 123 с.
Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг. Л., 1990. -190 с.
Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебное пособие. Ростов на Дону: Феникс
Выводы по первой главе
В ходе работы над первой главой исследования мне удалось уточнить сущностные характеристики понятия «педагогическое общение». На протяжении ни одного десятка лет над этой темой работали И. А. Зимняя,
Я. Л. Коломенский, С. В. Кондратьева, А. А. Леонтьев, Н. В. Кузьмина, А. А. Реан и др. В данной главе дается анализ понятия «общение», а затем – понятия «педагогическое общение», так как изучение второго невозможно без знания законов первого. В работе представлены различные подходы к определению данных понятий, выявлены функции, структура, также рассмотрены виды общения.
Итак, на основе изучения психолого-педагогической литературы были изучены психологические особенности подросткового возраста; определено понятие и особенности стиля педагогического общения с подростками.