Развитие наглядно-образного мышления старших дошкольников с задержкой психического развития средствами арт-методов

Скачать хорошую дипломную работу на тему: Развитие наглядно-образного мышления старших дошкольников с задержкой психического развития средствами арт-методов. В работе рассматривается наглядно-образное мышление детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Author image
Fadis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
14.08.2024
Объем файла
302 Кб
Количество страниц
48
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
1760 руб.
2200 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В период старшего дошкольного возраста в психике ребёнка происходят значительные изменения, дошкольником усваиваются новые знания и представления об окружающем мире. У детей дошкольного возраста мышление становится внеситуативным, входящем за границы воспринимаемых событий и значительно расширяющим пределы познания благодаря умению производить различные операции через представления и образы. Наглядно-образное мышление отражает существенные связи и зависимости между предметами внешнего мира.
При задержке психического развития мышление дошкольников отличается как несформированностью отдельных мыслительных операций, так и нарушением развития мыслительной деятельности в целом. Отмечается поверхностность мышления, а также его направленность на случайные, единичные признаки, инертность, малоподвижность мыслительных процессов, склонность к копированию, подражательности.
 

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1 Теоретические основы проблемы возможностей развития наглядно-образного мышления у старших дошкольников с задержкой психического развития……………………………………………………..7
1.1. Наглядно-образное мышление в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………7
1.2. Развитие наглядно-образного мышления в норме и при задержке психического развития…………………………………………………………..13
1.3 Анализ возможностей развития наглядно-образного мышления старших дошкольников с задержкой психического развития средствами арт-методов…………………………………………………………………………...19
Глава 2. Экспериментальное исследование возможностей развития наглядно-образного мышления старших дошкольников с задержкой психического развития средствами арт-методов……………………..27
2.1 Организация и методы экспериментального исследования.....................27
2.2 Анализ и интерпретация результатов экспериментального исследования..........................................................................................................33
2.3 Проверка эффективности опытно-поисковой работы по развитию наглядно-образного мышления у старших дошкольников с задержкой психического развития на основе арт-методов......................38
Заключение...........................................................................................................48
Список литературы.............................................................................................51
Приложения………………..……………………………………………………55
– Приложение А Результаты психодиагностического исследования наглядно-образного мышления старших дошкольников с задержкой психического развития ………………………………………………………………………….55

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
книги (учебные пособия, монографии, словари, сборники и др.)
Башкирова, Е. Н. Развитие детей с ОВЗ приемами арт-терапии / Е.Н. Башкирова. – М.: СПб, Реноме, 2013. - 85-90 с.
Борякова, Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Н.Ю. Борякова. – М.: Гном-Пресс, 2020. – 64 с.
Винник, М.О. Задержка психического развития: методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы/ М.О. Винник. – М.:Ростов н/Д , Издательство «Феникс»,2017. -154 с.
Дмитриева, Н. Ю. Общая психология / Н. Ю. Дмитриева. – М.: Эксмо, 2007. – 128 с.
Ефимова, А.В. Арт-терапия для старших дошкольников (детей 5-7 лет) / А.В. Ефимова. – М.: Учебное пособие для СПО, 2022. – 64-68 с.
Забрамная, С. Д., Боровик, О. В. Методические рекомендации к пособию: Медико-психолого-педагогическое обследование детей / С. Д. Забрамная, О. В. Боровик. – М.: 2002. – 245 с.
Забрамная, С.Д., Боровик, О.В. От диагностики к развитию : пособие для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ / С. Д. Забрамная, О. В. Боровик. — М.: Издательство В. Секачев, 2020. – 102 с.
Зеленцова-Пешкова, Н.В. Игротерапия для дошкольников / Н.В. Зеленцова-Пешкова. – Ростов н/Д. : Феникс, 2014. – 156 с.
Крылова, В.А. Особенности развития наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития / В.А. Крылова. — ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск, 2019. — 83-84 с.
Люблинская А.А. Детская психология / А.А. Люблинская – М.: Просвещение, 1971. – 410 с.
Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии: учебное пособие / И.И. Мамайчук. – М.: СПб, 2006. – 212 с.
Медведева, Е.А., Левченко, И.Ю. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании: Учебник для студентов средних и высших педагогических учебных заведений / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко. –

 Данные характеристики негативно сказываются на развитии наглядно-образного мышления старших дошкольников с задержкой психического развития [9].
У дошкольников нарушается анализ предметов и явлений окружающей действительности (способность мысленно разделять предметы на составляющие их элементы, различать отдельные признаки и свойства предметов), такие дети упускают ряд важных качеств, выделяя только наиболее бросающиеся в глаза детали. В результате им трудно установить связь между частями объекта, как правило, устанавливаются только визуальные свойства объектов, а не их индивидуальные характеристики. Анализ предметов является менее полным и отмечается недостаточной тонкостью. Из-за несовершенства анализа объектов синтез также затруднен. Особенности мышления у детей с задержкой психического развития также проявляются в проведении сравнительных операций, в ходе которых требуется сравнительный анализ и синтез.