Уровень сформированности словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
ВВЕДЕНИЕ
Формирование словаря у ребенка – продолжительный процесс количественного накопления слов, усвоение их общественно-значимого смысла, развитие умений пользоваться ими в общении.
Значимой составляющей в развитии лексики ребенка является овладение значениями слов, что является главным условием его интеллектуального развития.
В то же время закономерности развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития находят отражение в недостаточном или нарушенном развитии лексического строя речи, что проявляется в ограниченности их представлений об окружающем мире, в трудностях осознания явлений, свойств и закономерностей окружающей действительности.
Такие ученые как Р. И. Лалаева; Е. С. Слепович; С. Г. Шевченко отмечают бедность словаря, резкое преобладание пассивного словаря над активным, неумение разделять лексические единицы по семантическим признакам, непонимание значения обобщающих слов и их неадекватное употребление, вследствие чего дети не могут дифф
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА с ЗПР...............................5
1.1Развитие словарного запаса в онтогенезе……….…………………5
1.2Особенности словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития ………………………...............11
Выводы по первой главе…………………………………………………15
ГЛАВА 2 СОСТОЯНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ……………………………..………………….16
2.1 Цель, задачи и содержание констатирующего этапа эксперимента……………………………………………………………………..16
2.2 Анализ результата констатирующего этапа эксперимента………...20
Выводы по второй главе……………………………………….................29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...32
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………….………………………..36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) – М.: Издательство ИКАР, 2009.
Айзман Р. И. Медико-биологические основы дефектологии. — М.: Юрайт, 2020. — 225 с.
Аксенова Л. И. Абилитационная педагогика: учеб. пособие для академического бакалавриата / Л. И. Аксенова. — М.: Юрайт, 2018. — 377 с.
Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2008. – 279 с.: ил. – (Коррекционная педагогика)
Артпедагогика и арттерапия в специальном и инклюзивном образовании: учебник для СПО / Е. А. Медведева [и др.]; под ред. Е. А. Медведевой. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2017. — 274 с.
Архипова Е. Ф. Логопедическая помощь детям раннего возраста. Учебное пособие. — М.: Мозаика-Синтез, 2015. — 256 с.
Ахутина Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников: практ. пособие / Т. В. Ахутина, Т. А. Фотекова. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 157 с.
Бегидова Т. П. Основы адаптивной физической культуры: учеб. пособие для вузов / Т. П. Бегидова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2017. — 191 с.
Вербицкий А. А. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике [Электронный ресурс] / А. А. Вербицкий. - 2013. - Режим доступа : http:// psychology_pedagogy.academic.ru/
Вольская О.В., Руснак А.А. Развитие языковой способности у дошкольников с задержкой психического развития - Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 4. С. 139-144.
Ворошнина Л. В. Коррекционная и специальная педагогика. Творческое и речевое развитие гиперактивных детей: учеб. пособие для СПО / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд. — М.: Юрайт, 2019. — 291 с.
Ворошнина Л. В. Методика развития речи и общения детей, не посещающих ДОУ: практ. пособие для СПО / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд. — М.: Юрайт, 2017. — 158 с.
Ворошнина Л. В. Развитие речи и общения детей, не посещающих ДОУ: практ. пособие д
Дети с ЗПР обычно употребляют имена прилагательные, обозначающие признаки предметов, такие, как цвет (цвета спектра), форма, величина, но нечасто пользуются прилагательными оценки предметов. Они не называют материал, из которого сделан тот или иной предмет.
Дошкольники с ЗПР чаще всего не манипулируют предметами окружающей обстановки, не берут их в руки, не рассматривают детали. Интерес к предметам быстро пропадает. Поэтому в речи таких детей наблюдается неточное употребление имен прилагательных или вообще отсутствие данной части речи.
Дошкольники с нормальным развитием при описании по представлению обычно называют одновременно множество свойств предметов ("кошка может быть черная и может быть рыжая" и.т.д.), а дети с задержкой психического развития подобные выражения не используют, но замечается перечисление