Психолого-педагогическая профилактика школьного буллинга среди учащихся подросткового возраста
ВВЕДЕНИЕ
Травля детей сверстниками (буллинг) – одна из наиболее распространенных форм агрессии и проявления жестокости. С данной проблемой мы сталкиваемся во всех школах и бездействие при разрешении травли может приводить к эскалации агрессии, эмоциональным и невротическим проблемам как в группе, так и в школе в целом, влиять на успеваемость школьников, а также существенно увеличивать риск суицида среди подростков.
В настоящее время проблеме исследования и профилактике буллинга уделяется большое внимание. По данным Организации объединенных наций, насилию в школе подвергается каждый десятый школьник в мире, и этот показатель постоянно растет. В России ежегодно в среднем до 30% молодых людей в возрасте от 14 до 24 лет подвергаются насилию в той или иной форме. Примерно пятая часть всех случаев насилия в отношении подростков и молодых людей происходит в системе образования. По данным статистики детского телефона доверия, действующего во всех субъектах Российской Федерации, количест
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..……3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА СРЕДИ ПОДРОСТКОВ В ШКОЛЕ……………...7
1.1. Школьный буллинг: понятия и подходы к изучению……………..7
1.2. Особенности буллинга в подростковом возрасте…….............……17
1.3. Направление психолого-педагогической профилактики школьного буллинга...............................................................................................25
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ…….…………………………………...32
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РИСКА БУЛЛИНГА У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА…….35
2.1. Описание методов и организация исследования……...…………..35
2.2. Анализ результатов исследования риска буллинга у подростков………………………………………………………………………....37
2.3. Разработка направлений по профилактике риска буллинга у школьников подросткового возраста…………………………………………..70
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ…………………………………………74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….…79
ПРИЛОЖЕНИЕ 1…….…………………………………………………….83
ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………………………..88
ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………..…………………………………………90
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аавик Х. Профилактика девиантного поведения подростка // Мир науки и образования. – 2011. – № 11. – С. 110–113.
2. Аакер Д. Школьные исследования. – М.: Питер, 2004. – 840 с.
3. Аверьянов А.И. Буллинг как вызов современной школе // Педагогика, психология и социология. – 2013. – № 18. – С. 45–50.
4. Бандура А. Подростковая агрессия: изучение влияния воспитания и семейных отношений. – ЭКСМО-Пресс, 2000. – 512 с.
5. Бердышев И. Лекарство против ненависти // Первое сент. – 2005. – 15 марта (№ 18). – С. 3.
6. Берковец Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. – М., 2001. –512 с.
7. Бoчавeр А.А. Буллинг как oбъeкт исследований и культурный феномен // Психология. – 2013. – № 3. – С. 149–159.
8. Бочавер А.А., Кузнецова В.Б., Бианки Е.М. Опросник риска буллинга (ОРБ) // Вопросы психологии. – 2015. – № 5. – С. 146–157.
9. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: учеб. пособие для специалистов и дилетантов. – СПб.: Речь, 2006. – С. 321.
10. Бутенко В.Н., Сидоренко О.А. Буллинг в школьной образовательной среде: опыт исследования психологических особенностей «Обидчиков» и «Жертв» // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2015. – С. 148.
11. Быковская, Е.Ф. Педагогическое насилие: теория и практика // Философия образования. – 2006. – № 1. – С. 221–229.
12. Вишневская, В.И. Феномен школьной травли: агрессоры и жертвы в российской школе // Этнографической обозрение. – 2010. – № 2. – С. 55–68.
13. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. – Москва, 1995. Вып. 3. С. 58–64.
14. Глазман О.Л. Психологические особенности участников буллинга // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. №105. С. 159–165.
15. Гребенкин Е.В. Профилактика агрессии и насилия в школе – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 157 с.
16. Екимова В.И.,
Также стоит отметить, что при данном подходе исследователи обвиняют саму жертву буллинга в активной провокации по отношению к ней.
При темпоральном подходе исследователи отводят важную роль ранней диагностики элементов травли, всестороннему сопровождению, и помощи ребёнку при прохождении кризисов подросткового возраста, а также в период трудных жизненных ситуаций. Помощь должны быть организована как со стороны администрации школы, учителей, классного руководителя и педагога-психолога, так и со стороны родителей.
Контекстуальный подход также является одним из методов профилактики буллинга в группе. Он заключается в изменении системы отношений в целом. Новые методы оценки статусов в группе также играют важную роль. Они основаны на ценности уважительных отношений друг к другу. Для предотвращения буллинга необходимо не только реагировать на ко