Формирование знаний о народных традициях у четвероклассников посредством игры во внеурочной деятельности
Введение
Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время в России происходит обесценивание исторического прошлого, дети растут, не зная и не соблюдая многовековые народные традиции. В связи с этим многие теряют связь со своими корнями, не осознают себя частью культуры, не ощущают любви к своей Родине. Также наша страна является многонациональной, что делает знание культурных традиций ее жителями необходимостью. Именно поэтому, приобщение современных школьников к народным традициям с раннего возраста сегодня является одной из острых проблем современной школы.
Нормы Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования также указывают на необходимость обеспечения сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России. Поэтому видится крайняя необходимость включени
Содержание
Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования знаний о народных традициях у четвероклассников посредством игры 6
1.1. Сущность понятия «народные традиции» и подходы к формированию знаний у четвероклассников 6
1.2. Особенности формирования знаний о народных традициях у четвероклассников 12
1.3. Народная игра и ее возможности во внеурочной деятельности как средства формирования знаний о народных традициях у четвероклассников 21
Выводы по I главе 30
Глава II. Экспериментальная работа по формированию знаний о народных традициях посредством игры во внеурочной работе с четвероклассниками… 32
2.1. Диагностика уровня знаний о народных традициях у четвероклассников 32
2.2. Проведение экспериментальной работы по формированию знаний о народных традициях у четвероклассников посредством игры во внеурочной деятельности.. 39
2.3. Анализ результатов педагогического эксперимента 47
Выводы по II главе 54
Заключение 57
Литература 61
Приложения 67
Литература
1. Абрамова, К.М. Народность воспитания как основа педагогической системы К. Д. Ушинского [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ospu.ru/resources/e_book/sb_stud_konk/ped_konkurs_ushinsk_2019.pdf (дата обращения: 13.04.2023).
2. Аверина, А.Р. Приобщение младших школьников к народным традициям при изучении народной куклы / А.Р. Аверина //Ребёнок в языковом и образовательном пространстве. Сборник материалов Всероссийской студенческой научно-практической конференции, приуроченной к 195-летию со дня рождения К.Д. Ушинского и 155-летию выхода учебника «Родное слово». 2019. - С. 599-603.
3. Андрианова, О.П. Использование народных традиций в воспитании младших школьников / О.П. Андрианова, Л.Е. Козловская, Л.Н. Ткачева // Информационно-образовательные и воспитательные стратегии в современной психологии и педагогике. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 2021. - С. 8-10.
4. 1. Апинян, Т.А. Игра в пространстве серьезного: Игра, миф, ритуал, сон, искусство и другие / Т.А. Апинян// С.-Петерб. гос. консерватория, Ин-т народов Севера Рос. гос. пед. ун-та. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003 (Тип. изд-ва). – 398 с.
5. Бабунова, Е.С. Основы этнопсихологии и этнопедагогики. Учебное пособие / Е.С. Бабунова. - 3-е изд., стер. - М: ФЛИНТА, 2020. - 153с.
6. Безрукова, В.С. / Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). – Екатеринбург, 2000. – 937 с.
7. Блохина, С.Е. Роль народных традиций в социализации младшего школьника в коррекционной образовательной школе VIII вида / С.Е. Блохина, В.С. Лисунова // Инновационные технологии в совершенствовании качества образования. Материалы международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Том Часть 2. 2019. - С. 15-18.
8. Братчикова, Ю.В. Формирование познавательных универсальных учебных действий на основе игровых технологий во внеурочной деятельности /Ю.В. Братчикова, Н.В. Шестакова // Актуальные вопросы современной психологии. – 2017. – Вып. 4. – С. 21–23.
9. Волков, Г.Н. Этнопедагогика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lib.kalmsu.ru:8087/jirbis2/attachments/article/270/12%20etno.pdf (дата обращения: 12.04.2023).
10. Городничева, С.В. Воспитание младших школьников на традициях народной культуры в системе учебно-воспитательного процесса / С.В. Городничева // Вестник научных конференций. - 2019. - № 2-3 (42). - С. 43-45.
11. Гофман, А.Б. Большая Российская энциклопедия. В 35 томах. Том 33. Москва: Большая Российская энциклопедия, 2017. С. 734.
12. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.
В свою очередь, известный исследователь этнопедагогики советского периода М.Г. Стельмахович указывает на то, что придерживание народных традиций — это «фронтальная форма организации воспитания, имеющая не меньше значения между индивидуальной формой (присмотр родителей за детьми) и групповой (участие детей в объединении ровесников)».
Обобщая сказанное выше, можно прийти к выводу о том, что процесс воспитания не может успешно протекать без использования народного опыта. Таким образом, народные традиции могут служить в системе образования как целостный концептуальный этнопедагогический процесс самовыражения, социализации и т. д. Можно сказать, что народные традиции (народная мудрость) как фактор социализации является тем способом, что помогает личности «очеловечиваться» и прикасаться к созданию мира как ее части.
Принимая во внимание мнения множества исследователей, можно отметить, что народные традиции играют важную роль в обучении и воспитании подрастающего поколения. Отсюда следует необходимость включения в образовательный и воспитательный процесс современного образования элементов приобщения обучающихся к народным традициям и ценностям, что оказывает высокое положительное воздействие на процесс развития