Интеграции детей с тяжелыми нарушениями речи в дошкольном образовательном учреждении общеразвивающего вида
Введение
В последние годы контингент детей дошкольных образовательных учреждений значительно изменился. В современной России наблюдается рост численности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Наибольшее количество из них – это дети с тяжелыми нарушениями речи.
?Каждый ребенок способен учиться при создании тех или иных специальных условий? – это одна из основных установок специалистов, реализующих интегративную практику.
Интегрированное обучение — это образовательная модель, при которой ребёнок с особенностями в развитии?обучается не отдельно, а вместе с другими детьми.?
Традиционно детям с тяжелыми нарушениями речи оказывалась комплексная психолого-педагогическая помощь в системе специального образования (в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях V-го вида). Очень важно при интегративном обучении обратить внимание на создание условий для получения образования детьми с ОВЗ.
Актуальность нашей работы заключается в том, что у ребѐнка с общи
Содержание
Введение ………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты интеграции детей с тяжелыми нарушениями речи в дошкольных образовательных учреждениях общеразвивающего вида………….6
1.1. Понятие «тяжелые нарушения речи» в логопедии…………………………..….6
1.2. Изучение опыта интеграции детей с тяжелыми нарушениями речи в России и зарубежных странах……………………………………………………………….….14
1.3. Модель интеграции детей с тяжелыми нарушениями речи в дошкольных образовательных учреждениях общеразвивающего вида…………..……………22
Выводы по 1 главе……………………………………………………………………28
Глава 2. Экспериментальное исследование проблемы интеграции детей с тяжелыми нарушениями речи в дошкольном образовательном учреждении общеразвивающего вида…………..33
2.1. Выявление детей с тяжелыми нарушениями речи………………………….…33
2.2. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению тяжелых нарушений речи у дошкольников в условиях ДОУ общеразвивающего вида…………………40
2.3. Оценка эффективности экспериментальной работы………………………….46
Выводы по 2 главе……………………………………………………………………50
Заключение……………………………………………………………………………52
Список использованных источников……………………………………………….54
Приложения…………………………………………………………………………..58
Список использованных источников
1. Алехина, С. В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании / С. В. Алехина, М. Н. Алексеева, Е. Л. Агафонова ; Психологическая наука и образование. - 2011. - № 1. - С. 83- 92
2. Бабина, Г.В., Шарипова, Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи/ Г.В. Бабина, Н.Ю. Шарипова. - М.,2014
3. Бартош , Н.Т., Савинская С. П. Интегрированные логопедической групп/ Н.Т. Бартош, С.П. Савинская. - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС - 2012
4. Белова-Давид, Р.А. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи / Р.А. Белова-Давид // В кн. Логопатопсихологя / под ред.С.Н. Шаховской, Р.И. Лалаевой. – М.: Владос. - 2011. – 660 с.
5. Борякова, Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие/ Н.Ю. Борякова. - М.: Гном-Пресс. - 2002 - с. 64
6. Взаимодействие в работе воспитателя и учителя-логопеда. Картотека заданий для детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи. - М.: Каро - 2009. - 256 c.
7. Волкова, Л. С. Некоторые проблемы интегрированного образования в российской дефектологии на современном этапе / Л. С. Волкова, Н. Е. Граш,А. М. Волков //Дефектология. – 2002. – № 3. – С. 3-8.
8. Волкова, Г.А. Методика психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие / Г. А. Волкова. - СПб.: Детство-Пресс - 2005 - 144 с.
9. Воронич, Е.А. Становление межличностных отношений детей в группе сверстников как условие социализации дошкольников// Е.А. Воронич / Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. - 2012. – № 5 (25). – С. 275-277.
10. Ворошнина, Л. В. Методика развития
В основном это связано с тем, что количество детей с особыми потребностями и ограниченными возможностями постоянно растет, значительно увеличивается количество детей с тяжелыми нарушениями речи.
Особого внимания в вопросе психолого-педагогической помощи детям с тяжелыми нарушениями речи заслуживает проблема интеграции их в среду нормально развивающихся сверстников. Интеграция (лат. integer - целый) - это процесс создания единого образовательного пространства, сочетающего общее и специальное образование, где дети с особыми потребностями обучаются в условиях, максимально приближенных к общеобразовательной среде, с минимально возможными ограничениями (А.Н. Коноплева, Т.Л. Лещинская)[3].
Исследования российских ученых свидетельствуют о положительном влиянии интегрированной среды на развитие детей с ограниченными возможностями (Н.Д. Шматко, Л.М. Шипицына, Л.П. Назарова, А.Н. Коноплева, Н.Н. Малофеев, Л.Е. Шевчук, Е.В. Резникова и др.) Имеются данные об у