Педагогические условия формирования самооценки детей младшего школьного возраста
Введение
Актуальность исследования. Стратегическим направлением государственной политики в области образования провозглашен личностно- ориентированный подход, согласно которому учебно-воспитательный процесс начальной школы направлен на саморазвитие – самосознание, самооценку, самовоспитание личности ребенка, реализацию его природного потенциала, поддержку проявлений индивидуальности с первых дней пребывания в школе.
Актуальность темы исследования определяется тем, что самооценка представляет собой сложный по своей психологической природе феномен и связана многочисленными связями и отношениями со всеми психическими образованиями личности. Установлено, что психологические особенности самооценки детей младшего школьного возраста являются менее исследованными в теории и практике, чем в дошкольном и юношеском.
Проблема формирования и развития самооценки младших школьников приобрела для нас важное значение. Проведенный нами научный анализ теоретических источников позволил выявить
Содержание
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава I. Психолого-педагогические основы формирования самооценки у младших школьников……………………………………………………………….7
1.1. Сущность и содержание понятия «самооценка» в психолого-педагогической литературе………………………………………………….7
1.2. Возможности формирования самооценки младших школьников в процессе обучения ………………………………………………………….17
Выводы по Главе I………………………………………………………………….28
Глава II. Проектирование опытно-экспериментальной работы по формированию самооценки у младших школьников в процессе обучения........30
2.1. Определение уровня самооценки младших школьников..............................30
2.2. Проект реализации педагогических условий для формирования самооценки у младших школьников в процессе обучения……………………...33
Выводы по Главе II…………………………………………………………………36
Заключение………………………………………………………………………….38
Список литературы…………………………………………………………………40
Приложение…………………………………………………………………………45
Список литературы
1. Акрушенко, А. В., Ларина, О. А., Катарьян, Т. В. Психология развития и возрастная психология [Текст]: учебное пособие. / А. В. Акрушенко, О. А. Ларина, Т. В. Катарьян, Т. В. – М.: Эксмо, 2008. – 128 с.
2. Александровская, Э. М. Личностные особенности младших школьников, испытывающих трудности в обучении [Текст] / Э. М. Александровская // Психология учебной деятельности школьников. 2009. – №11. – 172 с.
3. Ананьев, Б. Г. К постановке проблемы развития детского самосознания [Текст]: Избр. психол. труды / Б. Г. Ананьев. – М., 2009. – 119 с.
4. Андрущенко, Т.Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте [Текст] /Т. Ю. Андрущенко // Вопросы психологии. – М.: 2012. – 125 с.
5. Архиреева, Т. В. Самооценка академической компетентности младших школьников [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование: Электронный журнал 2009. №.. URL: http://www/prognosis.ru/int_correspondent.html (дата обращения .13.05.2023).
6. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитания. [Текст] / Р. Бернс. – М.: Прогресс, 2009. – 167 с.
7. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности [Текст]: Избранные психологические труды / Л. И. Божович. – М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 352 с.
8. Бороздина, Л. В. Сущность самооценки и ее соотношение с Яконцепцией [Текст] / Л. В. Бороздина // Вест. Моск. ун-та. Сер. 14., Психология. – 2011. – №1. – С. 54–66.
9. Блонский, П.П. Психология младшего школьника [Текст] / П.П. Блонский. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005. – 325 с.
10. Васильева, Е. Н. Формирование учебной самооценки учащихся в начальной школе [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 26. – С. 411–415. – URL: http://ekoncept.ru/2015/95367.htm. (дата обращения: 07.05.2023)
11. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / под ред. В. В. Давыдова. – Москва: Просвещение, 1991. – 480 с.
12. Галкина, Т. В. Особенности оценки и самооценки в ситуации прогнозирования достигаемых результатов [Текст] /Т. В. Галкина // Вопросы психологии. – 2013. – № 6. – С.34 – 36.
13. Гамезо, М. В. Возрастная
Становление самооценки можно связать с самоконтролем, интроспекцией и активной деятельностью ребенка. В процессе определенной деятельности (игра, обучение, общение) от ребенка требуется некое отношение к себе - в некоторой степени оценить себя и свою деятельность, что также требует от ребенка придерживаться определенных норм, правил, которым он должен подчиняться. Выделенные педагогические условия - оценка себя и своих умений в учебной деятельности и использование игровых технологий могут быть применены в процессе определенной деятельности, в которой требуется оценивание себя, своих знаний.
Формирование самооценки - процесс длительного периода времени. Ею нужно заниматься, развивая различные области и стороны личности ребенка.
Существует много различных методов и приемов формирования самооценки у младших школьников в процессе обучения. Самым несложным инструментом возможно назвать известную методику цветовых дорожек или светофора.
1. Цветовые дорож