Разработка проекта Программы развития муниципального дошкольного образовательного учреждения (на примере МАДОУ детского сада №16 «Солнышко» компенсирующего вида ГОЩ)
Введение
Повышение качества российской системы образования в настоящее время связано с ее комплексной модернизацией. В стратегии развития образования России до 2015 года выделяется важный этап перехода к новым принципам и содержанию образования, который связан с инновационными изменениями.
Большинство образовательных учреждений страны уже заняты поиском новых методов, форм и средств образовательной и воспитательной работы, как показывают социологические опросы.
Особенно в последнее десятилетие в образовательных учреждениях осуществляется огромное количество различных инновационных процессов. В то же время качественный анализ показывает, что инновационные процессы зачастую носят разрозненный, плохо управляемый, непродуманный и неподготовленный характер. В результате получается традиционный «план действий», который отвергается коллективом. Все это искажает инновационные процессы в образовании. Основным условием, способствующим переводу ДОУ в развивающий режим, является наличие конц
Оглавление
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы разработки программы развития дошкольного образовательного учреждения 7
1.1Сущность и структура программы развития в дошкольном образовательном учреждения 7
1.2 Подходы к разработке программы развития в научной литературе 11
1.3 Алгоритм разработки программы развития образовательного учреждения 16
Глава 2 Анализ деятельности детского сада №16 «Солнышко» компенсирующего вида ГОЩ 23
2.1 Общая характеристика организации 23
2.2 Анализ организационной структуры и показателей деятельности 26
2.3 Анализ персонала организации и работы с ним 36
2.4 Анализ потенциала развития организации 41
Глава 3 Разработка проекта Программы развития в дошкольном образовательном учреждении 50
3.1 Разработка элементов Программы развития МАДОУ детского сада №16 «Солнышко» компенсирующего вида ГОЩ 50
3.2 Этапы реализации основных элементов Программы развития 55
Заключение 72
Список использованных источников 74
Список использованных источников
1. Виноградов, В.Н., др. Программа развития современной школы. [Текст] / В.Н. Виноградов, Г.Ф. Глебова, О.Г. Прикот. - Смоленск, 2020 – 72с.
2. Горбатова М. С. Оздоровительная работа в ДОУ. Нормативно-правовые документы, рекомендации. [Текст] / М. С. Горбатова - М.: Учитель, 2019. – 413 с.
3. Данилина, Л.П. Программа развития гимназии.[Текст] / Л. П. Данилина //Практика административной работы в школе.-2017.-№6.-С.34
4. Диагностика состояния школы при формировании концепции ее развития. [Текст] //Педагогическая диагностика. -2021.-№4.-С.40-44.
5. Исаева О. Е. Новый закон «Об образовании в РФ». Что необходимо знать руководителю ДОУ? [Текст] / О. Е. Исаева - М.: Учитель, 2017. – 85 с.
6. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 №163-р
7. Лазарева, М. Развитие по программе [Текст] /В. С. Лазарев //Управление школой «ПС». -2019.-№6.-С.33-35.
8. Лазарев, В. С. И др. Как разработать программу развития школы: [Текст] Методические рекомендации /В. С. Лазарев, А. М. Моисеев – М.: Новая школа,2021. – 48 с.
9. Лизинский, В.М. Идеи к проектам и практика управления школой [Текст] / В. М. Лизинский. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000 – 210с.
10. Мачехина, О. Н. Экспертиза программы развития образовательного учреждения [Текст] / О. Н. Мачехина // Справочник заместителя директора школы – 2019 - №11 – С.90-93.
11. Москаленко В.В., Крылова Н. И. Опытно-экспериментальная деятельность: программа развития, проектная технология (из опыта работы). [Текст] / В.В. Москаленко, Н. И. Крылова - М.: Учитель, 2018. – 115 с.
12. Моисеев А. Школа – внешняя среда – социальный заказ [Текст]/ А. Моисеев // Управление школой .- 2018.- № 4.- С.41-43.
13. Моисеев А. Школа должна познать саму себя. Анализ и оценка стратегического потенциала ОУ [Текст]/А. Моисеев // Управление школой.- 2019.- № 11.- С.25-27.
14. Немова, Н.В. Организация функционирования и развития школы. Методические рекомендации для руководителей школ. [Текст] / Н. В. Немов - М.:АПК и ПРО, 2018 - 80с.
15. Осмоловская, И. Разработка и реализация программы развития [Текст]/ И. Осмоловская //Директор школы. -2017.-№8.-С.55.
16. Поташник, М.М. Хочется
Работа А.И. Моисеева, который рассматривает программу развития как важнейший стратегический документ, ориентированной на инновационный образ жизни и принявшей за основу программно-целевую идеологию развития. По его мнению, программу можно рассматривать как особый вид организационного плана работы. Он также предлагает собственное видение структуры программы.
Для успешного перевода учреждения в новое состояние необходимо провести тщательную подготовку и использовать комплексный подход. Важно разработать программу, которая будет включать аналитическое обоснование, постановку целей и задач, выбор методов достижения целей, определение последовательности действий и сроков реализации, а также назначение ответственных лиц. Кроме того, необходимо учитывать факторы, обеспечивать коммуникацию и управлять рисками. Важно также проводить мониторинг и оценку результатов программы для корректировки ее реализации и обеспечения эффективности. Программа должна быть прозрачной и доступной для всех заинтересованных сторон. [25; с.213].
Каждый автор в работах подошел к итогу, что программа развития ОУ является основным стратегическим документом, направленным на системное преобразование.
Второе направление: работа с учетом технологии по созданию программы развития образовательного учреждения.
Статья И. Сулима «Что нужно для написания программ развития?» дает ответ на вопрос, что необходимо для разработки программ развития [18; с.101].
В этой связи стоит обратить внимание на консультацию «Как написать программу развития» [15; с.50], которая представляет