Особенности фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией
Введение
Актуальность исследования
Проблема формирования фонематических процессов у детей со стёртой дизартрией является одной из актуальных для теории и практики логопедии. В отечественной литературе под термином «стёртая форма дизартрии» принято понимать нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервных систем. Как указывает Р.Е. Левина, у детей со стёртой формой дизартрии имеется недоразвитие фонематических процессов.
У детей со стёртой дизартрией отсутствие полноценного восприятия фонем делает не возможным их правильное произнесение. Нарушения фонетической стороны речи с трудом поддаются коррекции, и отрицательно влияют на формирование фонематического, логического и грамматического компонентов речевой функциональной системы, вызывая вторичные отклонения в их развитии.
В свою очередь отсутствие четкого слухового восприятия и контроля способст
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………….…3
Глава 1. Теоритические основы изучения нарушений фонематических процессов у детей
1.1 Понятие фонематические процессы в психолого-педагогической литературе........................................................................................................5
1.2 Закономерности формирования фонематических процессов у детей в онтогенезе…………………………………………………….……………..10
Выводы по первой главе……………………………………………………14
Глава 2.Теоретические основы изучения особенностей развития фонематических функций у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией
2.1 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей со стертой дизартрией…………………………………………………….……………15
2.2 Особенности фонематических нарушений у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией……………………………………………20
2.3 Методики обследования фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией………………………….…23
Выводы по второй главе……………………………………………………28
Заключение………………………………………………………………….29
Библиографический список…………………………………………………32
1. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. пособие для студентов вузов/ Е. Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель.Владимир: ВКТ, 2008. – 319 с.
2. Архипова, Е. Ф. Клинико-педагогическая характеристика детей со стертой формой дизартрии //Актуальные вопросы теории и практики коррекционной педагогики./ / Е. Ф. Архипова. — М., 2006.
3. Архипова, Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов./ / Е. Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 224 с.
4. Александрова, Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей./ Т.В. Александрова. — СПб.: Детство-пресс, 2005. — 48 с.
5. Бабина, Г.В. Практикум по логопедии: дизартрия: Учебнометодическое пособие Электронный ресурс/ Г.В. Бабина, Л.И. Белякова, Р.Е. Идес.– М.: МПГУ; Издательство «Прометей», 2012. – 104 с. (ЭБС:Университетская библиотека онлайн) (дата обращения: 25.03.15)
6. Бельтюков, В.И. Об усвоении детьми звуков речи./В.И. Бельтюков. - М.: Просвещение. - 2006.
7. Бельтюков, В.И., Об усвоении ребенком звуковой (фонемной) системы языка.// Вопросы психологии. /В.И. Бельтюков, А.Д. Салахова. - М.: 2007. - № 4.
8. Бобкова, И.А. Формирование фонематических функций в онтогенезе. [Электронный ресурс] / - URL http://sundekor.ru (дата обращения: 14.04.15). 9. Бондаренко, Л.В. Основы общей фонетики: Учеб. пособие для филологич. спец. вузов. /Л.В. Бондареко, Л.А. Вербицкая. М.В. Гордина. – С-Пб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 2006. – 151 с. 45
10.Волосовец, Т.В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / Т.В. Волосове. - М, 2005. – 200с.
11. Гвоздев, А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка //Возрастная психолингвистика / А.Н. Гвоздев. – М., 2006.
12. Жинкин, Н.И. К вопросу о развитии речи у детей /Н.И. Жинкин. – М.: Советская педагогика, Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 2006.
13.Жукова, Н.С., Логопедия /Н.С. Жукова Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екате
Таким образом, развитие фонематических процессов происходитпостепенно по закономерным периодам. В овладении устной речью, как иписьменной, главная роль принадлежит фонематическому слуху.
При нормальном развитии к достижению 5-6 летнего возраста у ребенка формируются все компоненты произносительной стороны речи. Ребенок произносит чисто все звуки в самостоятельной речи и хорошо их дифференцирует.
Глава 2.Теоретические основы изучения особенностей развития фонематических функций у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией
2.1 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей со стертой дизартрией
Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Дизартрии относят к тяжёлым речевым расстройствам, при которых страдает не только произношение, но и темп,