Патриотическое воспитание дошкольников на современном этапе развития образования
ВВЕДЕНИЕ
Во все времена цельную и гармоничную личность формировала совокупность таких аспектов, как физическое, нравственное, умственное и духовное развитие; каждое понятие тесно связано и неотделимо друг от друга. Воспитание развитой, сильной личности невозможно представить без мира культуры. Патриотизм необходимо рассматривать как одну из важнейших сторон личной и общественной культуры.
Дошкольный возраст – это важнейший период социализации, приобщения ребенка к познанию окружающего мира.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДОО) одним из направлений воспитательно-образовательной работы в условиях дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) является социально-личностное развитие и воспитание дошкольников.
В дошкольном образовательном учреждении работа по формированию у детей азов патриотизма, уважения к родине и ее ценностям происходит с раннего возраста и определяет целенаправленную систем
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы патриотического воспитания дошкольников в современных условиях развития образования………………7
1.1.Патриотическое воспитание дошкольников как проблема современной педагогической науки и практики……………………………..7
1.2.Содержание патриотического воспитания детей дошкольного возраста………………………………………………………………………...14
1.3.Особенности патриотического воспитания в дошкольной образовательной организации………………………………………………..21
Выводы по главе 1…………………………………………………………….28
Глава 2. Экспериментальная работа по патриотическому воспитанию дошкольников в современных условиях развития образования……………..30
2.1. Выявление исходного уровня патриотизма у детей старшего дошкольного возраста (констатирующий этап эксперимента)…………….30
2.2. Реализация программы патриотического воспитания детей 6-7 лет (формирующий этап эксперимента)…………………………………………36
2.3. Определение эффективности реализации программы патриотического воспитания детей дошкольного возраста (контрольный этап эксперимента)………………………………………………………………….47
Выводы по главе 2……………………………………………………………..58
Заключение……………………………………………………………………..61
Список литературы……………………………………………………………67
Список литературы
Алексеева, О. Задания для маленьких патриотов [Текст] / Алексеева, О., Петропавловская, Л. // Ребенок в детском саду. – 2010. - № 2. – С. 39-42.
Алешина Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). Конспекты занятий: моногр. ; Перспектива - М., 2023. - 310 c.
Алешина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников [Текст] / Алешина, Н.В. – М.: ЦГЛ, 2005. – 256 с
Бабаева Т.И. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Бабаева, Т.И., Гогоберидзе, А.Г., Солнцева, О.В. и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. Герцена, И.А. 2015. – 321 с.Баранникова, О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду [Текст] / Баранникова, О.Н. – М.: Аркти, 2010. – 203 с.
Батаговская Н.Н. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с Родиной / Н.Н. Батаговская, Г.В. Беляева, Н.Н. Малявина // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт: сб. трудов XXIV междунар. науч.-практ. конф.( Белгород, 28 октября 2019 г.) - Белгород, 2019. - С. 109-112. - https://www.elibrary.ru/download/elibrary_41516807_77190682.pdf - Режим доступа: науч.- электрон. б-ка «eLibrary.ru», требуется авторизация.
Бесхмельницына Л.Ю. Патриотическое воспитание дошкольников посредством поэзии военной тематики / Л.Ю. Бесхмельницына, В.П. Мухина // Вестник научных конференций. - Тамбов, 2018. - № 5-3 (33). - С. 31-32. - https://www.elibrary.ru/download/elibrary_35200104_53505532.pdf - Режим доступа: науч.- электрон. б-ка «eLibrary.ru», требуется авторизация.
Блинова Г.М. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта / Г.М. Блинова, Е.Ф. Горохова, А.М. Блинова //Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен: материалы IV междунар. науч. конф. в рамках проекта "А.З.Б.У.К.А. детства". (Самара, 15 июня 2018 г.) – Самара,
Важной частью работы по воспитанию любви к Родине является «формирование у детей представлении о людях родной страны, тех людях, которые прославили нашу Родину (художниках, композиторах, изобретателях, ученых, путешественниках, врачей и т.д. – выбор зависит от воспитателя)». Здесь, по мнению Н.Г. Комратовой и Л.Ф. Грибовой, «надо на конкретных примерах, через конкретных людей познакомить детей с «характером» российского народа (творческие способности, умелость, песенность, гостеприимство, отзывчивость, смелость, умение защищать свою Родину и др.)» [22, с. 140]. Рассматривание иллюстраций, слушание художественных произведений, беседы, а также рисование, экскурсии, игры-путешествия – все это помогает решать поставленную задачу.
Знакомя детей с родной страной, «воспитатель обязательно рассказывает о ее людях, создавших своим трудом все, что делает ее прекрасной и сильной, об их стремлении сделать Родину