Формирование словаря синонимов и антонимов у обучающихся младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
ВВЕДЕНИЕ
К основным задачам начальной школы можно отнести активизацию умственной и речевой деятельности, формирование способностей к межличностной коммуникации и других умений и навыков младших школьников.
Важными составляющими сформированности умственных и речевых способностей школьников выступает богатство их словарного запаса.
В современных условиях школы проблема обогащения и расширения словаря обусловлена также и внедрением нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), требующего от младших школьников в результате освоения программы научиться грамотно употреблять речевые средства и лексические единицы для постановки и решения коммуникативных и познавательных задач [31].
Свободное овладение словом, понимание его лексического значения, употребление его в речи является необходимым для освоения всех сторон речи. Основой для формирования данных умений является развитие словаря синонимов и антонимов у обучающихся младше
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ СИНОНИМОВ И АНТОНИМОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ61.1. Закономерности формирования словаря синонимов и антонимов у обучающихся младшего школьного возраста в норме61.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи9
1.3. Особенности формирования словаря синонимов и антонимов у обучающихся младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи14ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ СЛОВАРЯ СИНОНИМОВ И АНТОНИМОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ202.1. Цель, задачи, принципы, методика, организация исследования20
2.2. Анализ результатов исследования состояния сформированности словаря синонимов и антонимов у обучающихся младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи25ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВАРЯ СИНОНИМОВ И АНТОНИМОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ33
3.1. Теоретическое обоснование и принципы логопедической работы с обучающимися младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи33
3.2. Содержание логопедической работы по формированию словаря синонимов и антонимов у обучающихся младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи36ЗАКЛЮЧЕНИЕ43
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ46
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений, 3-е изд. М., 2000. 400 с.
Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. М., 1969. С. 50.
Богатырева А. В., Косткина М. А. Формирование словаря антонимов и синонимов у детей с ОНР / Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. № 3 (20). С. 14-16. URL: https://moluch.ru/th/1/archive/118/3942/ (дата обращения: 12.10.2022).
Выготский Л. С. Мышление и речь. М., 1999. 352 с.
Гальперин П. Я. Введение в психологию : учеб. пособие для вузов. М., 1999. 332 с.
Гаркуша Ю. Ф., Коржевина В. В. Особенности общения детей с недоразвитием речи / Ребенок. Выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. М., 2001. 256 с.
Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи : учеб. метод. Пособие. М., 1961. 231с.
Гончарова В. А. Общие направления работы по коррекции нарушений лексики у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием и с общим недоразвитием речи. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_17949666_19204842.pdf (дата обращения. 04.05.2023).
Донгак Д. Х. М. Работа с синонимами и антонимами на уроках русского языка как основа совершенствования речевой культуры младших школьников [Электронный ресурс] / NovaUm.Ru. 2019. № 17. С. 361-364. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_37011550_60312936.pdf. (дата обращения. 11.10.2022).
Егунова Д. С. Исследование развития словаря детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи / Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых. 2022. № 1. С. 43-51. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_48826354_69621102.pdf (дата обращения: 11.10.2022).
Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. Дети с общим недоразвитием речи : кн. для логопеда, 2-е изд. М., 1985. 112 с.
Зинченко А. В., Ярикова М. В. Особенности усвоения антонимов и синонимов старшими дошкольниками с общим не
Результаты обследования пассивного и активного словаря синонимов показали, что наиболее сложным оказался поиск слов-синонимов среди глаголов и наречий. Так, Глеб Б. не смог различить глаголы «жарить, есть, кушать», «думать, мечтать, размышлять», «отыскать, решать, найти» и наречия «громко, сильно, оглушительно», «аккуратно, чисто, опрятно», «грустно, тихо, печально». Легче всего испытуемому было определить синонимы среди имен существительных, но и здесь были допущены ошибки: в цепочке слов «воин, человек, солдат» Глеб определил, что все слова являются близкими по значению, а в цепочках «окно, шторы, занавески», «обман, правда, вранье» назвал первые два слова синонимами. Среди имен прилагательных была допущена лишь одна ошибка. Из цепочки слов «старый, новый, ветхий» Глеб не смог выбрать синонимичную пару, так как не знает значение последнего слова.
При усложнении заданий, когда требовалось найти синонимы среди пословиц и стихотворений, Глеб с заданиями не справился.