Особенности развития познавательных процессов у детей дошкольного и младшего школьного возраста
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Эксперты по всему миру признают, что период с рождения до начала школьного обучения является наиболее интенсивным для физического и психического развития ребенка. В этот период формируются основные физические и психологические качества, необходимые человеку на протяжении всей жизни.
Проблемой развития дошкольников в детской психологии занимались такие исследователи как: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Л.Ф. Обухова, А.В. Запорожец, Ж. Пиаже, Л.А. Венгер.
С переходом от раннего детства (1-3 года) к дошкольному возрасту (от 3 до 6-7 лет), происходит изменение ведущей функции у ребенка. Роль восприятия сменяется на память - функцию, связанную с накоплением и обработкой опыта. Исследования Л.С. Выготского подтверждают, что эффективность воспитания и обучения выше, когда психические процессы еще не полностью сформировались перед началом обучения. Если ждать более поздний возраст для начала обучения, то уже пропадает возможность орган
Содержание
ВВЕДЕНИЕ4
ГЛАВА 1. Теоретический анализ проблемы развития познавательных процессов у детей дошкольного и младшего школьного возраста8
1.1.Теоретический анализ исследований развития познавательной сферы в детском возрасте в отечественной и зарубежной психологии8
1.2.Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте и методы их развития11
1.3.Развитие познавательных процессов в младшем школьном возрасте и методы их развития17
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 123
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование особенностей развития познавательных процессов у детей дошкольного и младшего школьного возраста24
2.1. Организация и методы исследования особенностей развития познавательных процессов у детей дошкольного и младшего школьного возраста24
2.2. Эмпирическое исследование уровня развития познавательных процессов детей дошкольного и младшего школьного возраста26
2.2.1. Эмпирическое исследование развития познавательных процессов детей дошкольного возраста26
2.2.2. Эмпирическое исследование развития познавательных процессов детей младшего школьного возраста36
2.3. Статистический анализ результатов эмпирического исследования54
2.4. Программа развития познавательных процессов у учащихся дошкольного и младшего школьного возраста62
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 264
ЗАКЛЮЧЕНИЕ65
ВЫВОДЫ66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК68
ПРИЛОЖЕНИЯ73
Приложение 173
Приложение 276
Приложение 381
Приложение 483
Приложение 587
Приложение 691
Приложение 792
Приложение 894
Приложение 997
Приложение 1099
Андрущенко, Т.Ю. Коррекционные и развивающие игры для младших школьников: Уч.-метод, пособие для школьных психологов. Андрущенко Т. Ю., Карабекова Н. В. — Волгоград: Перемена, 1993. — 60с.
Волков А.Е., Кузьминов Я.И., Реморенко И.М., Рудник Б.Л., Фрумин И.Д., Якобсон Л.И. Российское образование – 2020: модель образования для инновационной экономики. Материал для обсуждения // Вопросы образования. 2008. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskoe-obrazovanie-2020-model-obrazovaniya-dlya-innovatsionnoy-ekonomiki-material-dlya-obsuzhdeniya (дата обращения: 18.05.2023).
Воробьев В.С. К 125-летию со дня рождения Жана Пиаже // Теоретическая и экспериментальная психология. 2021. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-125-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-zhana-piazhe (дата обращения: 18.05.2023).
Герасимчик Л. В. Формирование мотивации и познавательной активности дошкольников – один из факторов повышения учебной успешности // Молодой ученый. 2014. №6. С. 686–687.
Головастикова П. М. «Как сделать учение увлекательным» // Журнал «Начальная школа». 2013. № 2. С. 109–112.
Головина И.Д. Современная дошкольная система образования // Молодой ученый. 2018. № 8. С. 93-96.
Гуревич, П. С. Психология и педагогика: учебник и практикум для вузов / П. С. Гуревич. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 429 с.
Доронина Н. Н. Познавательная активность детей дошкольного возраста // Молодой ученый. 2018. №4. С. 176–178.
Дубровина, И. В. Психологическое благополучие школьников: учебное пособие для вузов / И. В. Дубровина. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 140 с.
Ермолаев-Томин, О. Ю. Математические методы в психологии в 2 ч. Часть 1.: учебник для вузов / О. Ю. Ермолаев-Томин. — 5-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 280 с.
Карпенко Л.А. Вклад А. В. Петровского и его научной школы в развитие социальной психологии, психологии личности, теории и истории психологии // Теоретическая и эксперим
Начиная с 7-летнего возраста, методика может быть применена в полном объеме. Здоровым детям доступно запоминание 9+1 слова, а отсроченное воспроизведение в объеме 8+2 слов доступно для 80% детей данной возрастной группы. Для младших детей до 7 лет рекомендуется использовать меньший объем словарного материала (5-8 слов). Методика является одной из наиболее распространенных и не требует специального оборудования. Путем использования различных наборов слов можно повторять эксперимент для оценки эффективности терапии и развития болезни.
3. Методика «Четвертый лишний» [Психология дошкольного возраста, 2013] (Прил. 5).
Методика «Четвертый лишний» призвана изучать мышление детей младшего школьного возраста и старших дошкольников. Начало обучения в этом возрасте требует учета психологических закономерностей и их развития. Если подходить к ребенку правильно, то можно достичь интенсивного развития целостного восприятия окружающего мира