Формирование системы элементарных геометрических знаний у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена тем, что дошкольный возраст является важнейшим этапом в развитии воспитании личности. Это период приобщения ребенка к познанию мира. Одной из задач воспитания всесторонне и гармонично развитой личности является задача умственного воспитания детей дошкольного возраста. Большое влияние на этот процесс оказывает развитие у детей элементарных математических представлений. Но знания, соответствующие предмету математики, характеризуются сложной структурой. Образовательная программа предусматривает обучение детей математике, не только на занятиях, но и в режимных моментах. Но не следует забывать, что ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Н.К. Крупская писала: «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - труд, серьезная форма воспитания, способ познания, окружающего».
Проблема: каковы особенности формирования системы элементарных геометрических знаний у детей младшего дошко
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1. Анализ понятия «геометрические знания» в психолого-педагогической литературе 5
1.2. Игровая деятельность как эффективное средство развития дошкольников 8
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 14
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 15
2.1. Методика формирования представлений о геометрических фигурах у детей первой младшей группы 15
2.2. Особенности методики развития геометрических знаний у детей младшего дошкольного возраста 2-3 лет 18
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
ПРИЛОЖЕНИЯ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Аванесов В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду // Умственное воспитание дошкольника / под ред. Н.Н. Подьякова. - М.: 2000. – 263с.
2. Алексеева Е.Е. Современные подходы математического развития детей дошкольного возраста / Е.Е.Алексеева, А.В.Погребная // Евразийское Научное Объединение. – 2021. – №4 – 5 (74). – С. 392 - 394.
3. Андреева, Т.А. Использование дидактических игр и упражнений в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / Т.А. Андреева //. – 2021. – №28 (3). – С.17 - 21.
4. Антюхина А.В. Дидактические игры и их роль в старшем дошкольном возрасте / А.В. Антюхина. М., 2005. — 152с.3.
5. Белинова Н.В., Вершинина А.Ю. Использование дидактических игр в сенсорном воспитании детей раннего возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №65 - 4. С.31 - 35.
6. Большунова Н.Я. Организация образования дошкольников в формах игры средствами сказки: Учебное пособие. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2020. - 372с.
7. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: курс лекций / А.В. Белошистая.– М.: ВЛАДОС, 2004. – 400с.
8. Будько Т.С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста: учеб. Пособие / Т.С. Будько; М – во образования Респ. Беларусь, Брест. гос. ун-тим. А.С. Пушкина. – Брест: БрГУ, 2021.– 296с.
9. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. - М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004.-512с.
10. Гавриш А.И. Развитие математических способностей у дошкольников и младших школьников через изучение геометрического материала / А.И. Гавриш, А.Ю. Покрыщенко // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – №58 - 2. – С.72 - 75.
11. Давыдова Е.Н., Кобозева И.С. Дидактическая игра: сущность и содержание // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – №3 - 1.– С.69 - 72; [Электронный ресурс] URL:https://sciencepedagogy.ru/ru/article/view?id=1921 (дата обращения: 22. 12. 2020).
12. Житко И.В. Математический калейдоскоп: учеб. - метод. Пособие для педагогов учреждений дошк. Образования / И.В. Житко. – Минск: Нац. институт образования, 2019. – 264с.
13. Калинина И.Г., Тимохина Т.В., Толкова Н.М., Специфика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в условиях инклюзивных групп. Перспективы науки образования, 2019 №4 (40). – 481с.
14. Киричек К.А. Теория и технологии развития математических представлений у детей: учебно–методическое пособие. Ставрополь, 2018. 144с.
15. Колесникова Е.В. Математические
Правила помогают сформировать способность торможения, особенно это актуально для детей младшего школьного возраста, также помогают ребенку управлять своим поведением, сделать его произвольным. Дидактическая игра в дошкольном образовании является многоплановым, многогранным педагогическим явлением. Она проявляется через игровой метод обучения, направленный на всестороннее развитие дошкольников, а также является одним из эффективных средств для формирования познавательной активности и математического развития.
Дидактическая игра – явление многоплановое и сложное. Это и метод обучения, и самостоятельная деятельность дошкольников, и средство всестороннего развития личности. Дидактическая игра с её обучающей задачей, облеченной в игровую, занимательную форму, привлекла к себе внимание видных зарубежных и русских педагогов. Эдуард Сеген (1812-1880, Декроли (1871-1932), Мария Монтессори (187