Явление многозначности в современном русском языке и ее изучение в средней школе
ВВЕДЕНИЕ
Нынешнее положение науки, касательно языка, свидетельствует о возрастающем интересе к разноаспектному отображению семантических явлений. Исследование языковой семантики в русле лингвистических изучений согласуется вместе с общепринятым положение, касательно системного характера языка, которое эксплицитно выражается в семантике многозначного слова.
С многозначностью слов, полисемией учащиеся школ сталкиваются регулярно, однако не всегда понимают ее. Многозначность слов они понимают от иносказания, от переносного значения слов.
Учащиеся школ не понимают, а зачастую не умеют применять в речи различные значения многозначных слов, весьма распространенными ошибками являются связанные с употреблением слов с переносным значением. Их виды многообразные, не объединяются только лишь к употреблению слов в нехарактерном ему значении. Общие элементы смысловых ошибок учащихся выделены в статье Д. И. Арбатского «Ошибки в толковании значений слов и пути их устранения» [1].
СОДЕРЖАНИЕ
Нормативные ссылки
Определения
Обозначения и сокращения
Введение
1 Явление многозначности в современном русском языке
1.1 Лингвистическая природа многозначного слова
1.2 Многозначность в современном русском языке
1.3 Семантическая структура многозначного слова как фрагмент семантической структуры поля
2 Семантическая структура многозначного слова и явления регулярной полисемии в деривационном аспекте
2.1 Семантическая структура многозначного глагола в деривационном аспекте. Проблемы и подходы к их решению
2.2 Компонентный состав глагольных значений и их организация в рамках семантической структуры многозначного слова
2.3 Семантическая структура глаголов средней глубины полисемии с ядерной и периферийной организацией внутрисловного семантического содержания
2.4 Анализ семантической структуры многозначного глагола смотреть
3 Изучение многозначности в средней школе
3.1 Определение степени владения многозначной лексикой учащимися школы
3.2 Лингводидактическое аргументация концепции методических рекомендаций согласно обучению многозначной лексике русского языка
3.3 Методика работы над многозначными словами на уроках русского языка
Заключение
Список использованной литературы
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арбатский Д.И. Ошибки в толковании значений слов и пути их устранения. Статья. Русский язык в школе, 1996, №4.
2. Виноградов В.В. Основные типы лексических значений слова // Виноградов В.В. Избр.тр. Лексикология и лексикография. - М.: Наука, 1977. - с.162-189.
3. Ullmann, Stephen. The principles of semantics/ S. Ullmann. By Stephen Ullmann. Glasgow, Jackson; Oxford, Blackwell, 1959.
4. McCawley. Adverbs, vowels ans other objects of wonder/ McCamley, D. James. Chicago; London: The Univ. of Chicago press, cop. 1979. XI, 303 p., fig.
5. Leech, G. N. Explorations in semantics and progmatics/ G. N. Leech. Amsterdam; Benjamins, 1980. VII, 133 p.
6. Nurnberg, M. How to build a better vocabulary / M. Nurnberg, M. Rosenblum // Compl. Rev. and up-dated. Maxwell Nurnberg and Morris Rosenblum, With an introd. By Mario Pei. N. Y., Popular libr., [1961]. 382 p.
7. Bierwisch, M. Richtungen der modernen Semantikforschung/Mit Beitr. Von Manfred Bierwisch, Ewald Lang, Renate Pasch et. al./ M. Bierwisch. Hrsg. Von Wolfgang Motsch u.Dieter Viehweger. Berlin, 1983. 425.
8. Lakoff, G. Methaphors we live by / G. Lakoff, M. Johnson. Chicago; London: The Univ. of Chicago press, 1980, 242 p.
9. Апресян, Ю. Д. Избранные труды: в 2 т. Т. 1. Лексическая семантика / Ю. Д. Апресян. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1995.-472 с.
10.Карцевский С.О. «Об ассиметричном дуализме лингвистического знака». В кн. Звегинцев В.А. «История языкознания XIX-XX вв. В очерках и извлечениях» т. II. М., 1965.
11.Кузнецова Э.В. «Современный русский язык» 2009.
12.Шмелев Д.Н. «Современный русский язык. Лексика». М., Просвещение, 1977.
13.Фомина М.И. «Современный русский язык. Лексикология». М., Высшая шк., 2006.
14.Бабицкене З. И. Регулярная полисемия и ее отражение в русской и литовской лексикографии (на материале имени существительного) Автореф. дис. … канд. фил. наук. Ленинград, 1983. — 24с.
2.3 Семантическая структура глаголов средней глубины полисемии с ядерной и периферийной организацией внутрисловного семантического содержанияОсновной задачей настоящего подраздела является исследование особенностей внутрисловных семантических комплексов глаголов средней глубины полисемии с целью выявления интегральных семантических признаков и определения регулярности/нерегулярности связей, существующих между отдельными значениями глагольного слова.
Так как организующим центром семантической структуры полисеманта является его исходное значение, представляется необходимым при решении поставленной задачи ориентироваться на его компонентный состав.Интегральный семантический признак, организующий ту или иную семантическую структуру глагольного слова, может находиться как в центральной, так и перифе