Формирование личностных ууд детей среднего школьного возраста на уроках литературы посредством игровых технологий
Введение
Актуальность исследования: в связи с введением новых ФГОС в современных российских школах произошло изменение требований к профессиональной деятельности педагога в школе. Необходимость этих изменений обусловливается усовершенствованием образовательного процесса, направленного на наиболее ускоренное и эффективное достижение успехов общекультурного, личностного и познавательного развития детей.
Отличительной особенностью новых государственных стандартов следует назвать их ориентацию на универсальные учебные действия (УУД). Простая передача учителем знаний, умений и навыков от учителя ученику сменилась развитием способности ученика к самостоятельной постановке учебных целей, проектированию путей их реализации, контролю и оценке своих достижений.
Иначе говоря, приоритетная цель школьного образования состоит в формировании универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способности к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем соз
Содержание
Введение3
Глава 1. Теоретические основы формирования личностных УУД детей среднего школьного возраста на уроках литературы посредством игровых технологий6
1.1. Характеристика личностных УУД6
1.2. Характеристика личностных УУД на уроках литературы111.3. Игровые технологии как средство развития личностных УУД обучающихся 16
Выводы по первой главе22
Глава II. Исследование проблемы по формированию личностных УУД у детей среднего школьного возраста на уроках литературы посредством игровых технологий 23
2.1. Организация и методы экспериментального исследования23
2.2. Изучение личностных УУД детей среднего школьного возраста25
2.3. Описание конспектов уроков литературы, направленных на развитие личностных УУД посредством игровых технологий30
2.4. Рекомендации для педагогов по формированию личностных УУД детей среднего школьного возраста на урока литературы35
Выводы по второй главе39
Заключение 40
Список использованной литературы 42
Приложение 145
Приложение 248
Приложение 354
Список использованной литературы
«Рабочая программа по литературе 5-9 классы УМК под ред. Г. С. Меркина» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http.//www.planetaznaniy.astrel.ru/, свободный. - (Дата обращения 10.05.2022)
«Рабочая программа по литературе для 5-9 классов для УМК под ред. В. Я. Коровиной» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.umk-garmoniya.ru/literat/, свободный. - (Дата обращения 10.05.2022)
Абакумова, И. В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе (психолого-дидактический подход) / И. В. Абакумова. - Ростов - н Д.: Изд-во Рост. ун-та, 2017. -С 26.
Актаева, Т.В. Формирование универсальных учебных действий. - М.: Просвещение, 2016. - С.54
Алексеева, Л. Л. Планируемые результаты основного общего образования. – 3-е изд. – М., 2017. -С.20
Арановская, Д. Н. Развитие у учащихся понимания главной мысли рассказа / Д. Н. Арановская //, 2005. - С.22-32.
Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в школе: от действия к мысли: пособие для учителя. / Бурменская Г. В., Володарская, И. А. — М.: Просвещение, 2018. -С.24,26,27,29,30
Воровщиков, С.Г. Развитие универсальных учебных действий. - М.: Просвещение, 2017. - С. 31
Измайлова, Р. Г. Реализация идей ФГОС на уроках литературы / М.: Просвещение, 2018. - С.122
Ковалёва, Г. С.. Планируемые результаты основного общего образования. - М.: Просвещение, 2018. - С.120
Колкунова, А. В. Система формирования УУД средствами игрового обучения / А. В. Колкунова. — : // Молодой ученый. — 2017. — № 8 (67). — С. 796-798. — URL: https://moluch.ru/archive/67/11374/ (дата обращения: 15.05.2022).
Коровина, В. Я. Литература. 5 класс : учебник для общеобразовательных учреждений : в 2 частях / авт.-сост. В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. - 8-е изд. - Москва : Просвещение, 2011, 303 с.
Лебединцев, В. Б. Разработка программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся / В. Б. Лебединцев // Качественное образование с первой
Литературное чтение — осмысленная, творческая духовная деятельность, обеспечивает освоение идейно-нравственного содержания художественной литературы, развитие эстетического восприятия. Важнейшей функцией восприятия художественной литературы является трансляция духовно-нравственного опыта общества через коммуникацию системы социальных личностных смыслов, раскрывающих нравственное значение поступков героев литературных произведений [27, с.25].
Требования к результатам изучения предмета «Литературное чтение» включают формирование всех видов универсальных учебных действий: личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных — с приоритетом развития ценностно - смысловой сферы и коммуникации.
Учебный предмет «Литературное чтение» обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:
смыслоообразования через прослеживание «судьбы героя» (П.Я. Гальперин) и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов;
самоопределения и самопознания на основе сравнения «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации;
основ гражданской идентичности путем знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан;
эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев;
действия нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей;
эмоционально-личностной децентрации на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений;
умения понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей;
умения произвольно и выразительно строить контекстную речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя;
умения устанавливать логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения;
умения строить план с выделением существенной и дополнительной информации [27, с.32].