Дидактическая игра как средство формирования познавательных интересов старших дошкольников
Введение
Развитие познавательного интереса есть важнейшая составляющая развития личности детей дошкольного возраста. В свою очередь познавательный интерес есть сложнейший психологический феномен, зависящий от совокупности факторов и одновременно оказывающий влияние на другие элементы личности ребенка. В отечественной педагогике традиционно этому направлению развития уделяется большое внимание в рамках и обучения, и воспитания. Для развития познавательного интереса детей дошкольного возраста могут быть применены различные технологии и средства, однако представляется важным, что они применялись системно, обоснованно и в соответствии с требованиями. В противном случае эффективность процесса развития познавательных интересов дошкольников будет незначительной.
Игры и в частности дидактические игры на сегодняшний день широко применяются в педагогической практике в сфере работы с детьми дошкольного возраста. Прежде всего, это связано с тем, в данном возрасте игровая деятельность являетс
Оглавление
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы формирования познавательных интересов старших дошкольников посредством дидактической игры……...6
1.1Сущность понятия «познавательный интерес». Методика формирования познавательных интересов у старших дошкольников……....6
1.2. Значение дидактической игры как средства формирования познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста……..13
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по определению эффективности использования дидактических игр в процессе формировании познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста………17
2.1. Выявление начального уровня сформированности познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста…………………………..17
2.2. Содержание работы по формированию познавательных интересов у старших дошкольников посредством дидактических игр…………………..19
2.3. Результаты экспериментальной работы…………………………..23
Заключение………………………………………………………………..25
Список использованных источников…………………………………....27
Приложение А (справочное) Методика «Опиши картинку» (А.И. Иванова)………………………………………………………………………….31
Приложение Б (справочное) Результаты диагностических исследований на констатирующем и контрольном этапах эксперимента…………………..32
Приложение В (справочное) Календарно-тематический план работы январь-март 2023 г. для старших дошкольников, с целью формирования познавательного интереса посредством использования дидактических игр..34
Приложение Г (справочное) Технологическая карта для воспитательно-образовательной работы в старшей группе ДОУ по формированию познавательного интереса с использованием дидактических игр………….38
Список использованных источников
Абричкина, М. Е. Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса у старших дошкольников / М. Е. Абричкина // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. – 2015. – Т. 3. – С. 71-74.
Антонова, С. Г. Познавательный интерес как средство познавательного развития дошкольников / С. Г. Антонова, И. В. Меньшова // Вопросы дошкольной педагогики. – 2021. – № 3(40). – С. 1-4.
Антонова, А. В. Развитие познавательных интересов дошкольников в игровой деятельности / А. В. Антонова, Ю. Ю. Таранникова, Л. Н. Шарамок // Молодой ученый. – 2017. – № 23(157). – С. 291-295.
Бурлакова, О. В. Поисково-исследовательская деятельность как средство развития познавательного интереса у дошкольников / О. В. Бурлакова // Образование и качество жизни. – 2020. – № 1(19). – С. 8-9.
Васькова, Н. Ю. Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса старших дошкольников / Н. Ю. Васькова, С. В. Струговщикова, Т. Н. Акулова // Молодежь и будущее. – Владимир: Издательско-полиграфическая компания "Транзит-ИКС", 2021. – С. 43-46.
Веракса, Н. Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников: для работы с детьми 4 - 7 лет. Методическое пособие для воспитателей ДОУ / Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов. – Москва: Мозаика- Синтез, 2022. – 80 с.
Вербенец, А. М. Познавательные интересы современных старших дошкольников: проблемы, особенности, пути развития / А. М. Вербенец // Детский сад от А до Я. – 2019. – № 1(37). – С. 8-21.
Гарифуллина, И. В. Игровой проект -эффективный инструмент развития познавательного интереса дошкольников / И. В. Гарифуллина // Детский сад от А до Я. – 2019. – № 1(37). – С. 140-151.
Горева, Е. В. Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса у дошкольников / Е. В. Горева // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2012. – № 14. – С. 202-203.
Зебзеева, В. А. Особенности развития и познавательные интересы современных дошкольников: проблемы и пути разви
Исследования отечественных психологов (А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина) показали, что развитие ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре.
Д.Б. Эльконин подчеркивал, что «игра – это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития» [28, с. 72]. По утверждению К.Д. Ушинского, в игре ребенок «живет» и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни. В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, которые особенно важны для успешного обучения в школе. Игра для ребенка - это серьезное занятие [24].
Использование дидактической игры как средства развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста уходит своими корнями дале