Профилактика задержки речевого развития у детей раннего возраста
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Как важное условие модернизации системы специального образования, рассматривается выявление и коррекция отклонений в развитии личности, что выступает условием для максимально раннего включения ребенка с ОВЗ в пространство образовательных учреждений (Малофеев Н.Н.).
Основу раннего коррекционного воздействия составляет концепция непрерывного появления новых форм, которые базируются на формах, предшествующих развитию, протекающие в процессе реального взаимодействия с окружающим миром, отражающие единство психической и материальной сторон, определяющие генез любого явления (Выготский Л.C.).
Процесс овладения речью в преддошкольном возрасте, рассматриваемый как средство общения – это центральная линия в развитии ребенка, что связано с изменением отношения ребенка к окружающему миру, создания ситуационной зависимости (Выготский Л.C., Запорожец А.В., Леонтьев А.Н., Люблинская А.А., Мухина B.C., Обухова Л.Ф., Эльконин Д.Б. и др.). Как указывают Ано
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы профилактики задержки речевого развития у детей раннего возраста……………… 10
1.1. Представление о ЗРР в научных отраслях знаний ………………. 10
1.2. Предпосылки речевого развития в раннем возрасте …………… 18
1.3. Подходы к профилактике задержки речевого развития …………. 27
Выводы по первой главе……………………………………………….. 43
Глава 2. Организация экспериментального исследования по профилактике задержки речевого развития у детей раннего возраста……………………. 45
2.1.Организация и методики изучения уровня речевого развития у детей раннего возраста……………………………………………………. 45
2.2.Содержание деятельности педагога по профилактике задержки речевого развития у детей раннего возраста…………………………….. 55
2.3.Сравнительный анализ результатов экспериментального исследования по профилактике речевого развития у детей раннего возраста….…………………… 65
Выводы по второй главе…………………………………………………. 73
Заключение………………………………………………………………… 75
Литература…………………………………………………………………. 78
Литература
1. Абрамова, Г.С. Психология развития и возрастная психология. – М.: Прометей, 2017. – 708 с.
2. Аторина, О. А. Говорение как вид речевой деятельности // Молодой ученый, 2022. – № 3 (398). – С. 67–69.
3. Бахарева К.С. Игры по развитию речи у детей дошкольного возраста. изд. Феникс, 2009. – 220с
4. Белкина, В.Н. Психология раннего и дошкольного детства – М.: Юрайт, 2020. – 171 с.
5. Борисенко, М. Г. Развиваем речь малыша. Комплексная методика развития речи детей 2–3 лет – М.: Литера, 2018. – 80 c.
6. Браудо, Т. Е. Онтогенез речевого развития. Детская неврология, 2020. – С. 41–46.
7. Батюта, М.Б., Князева, Т.Н. Возрастная психология – М.: Деком, 2018. – 240 с.
8. Болотникова, О.П., Козлова, А.Ю. Психология детей с проблемами в развитии – Тольятти: ТГУ, 2018. – 82 с.
9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968. – 421 с.
10. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада. Сборник статей и документов / под ред. Т. И. Оверчук. – С–Пб. : «ДЕТСТВО–ПРЕСС», 2003. – 421 с.
11. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Просвещение, 1996.–445 с.
12. Выготский Л.С. Мышление и речь – М.: Академия, 2000. – С.30.
13. Выготский Л.С. Педагогическая психология – М.: Просвещение, 1999. – С.58 – 66.
14. Выготский Л.С. Психология – М.: Академия, 2000. – С.71.
15. Вопросы изучения детской речи в трудах А.Н. Гвоздева – [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://goodevening74.ru/voprosy–izucheniya–detskoy–rechi–v–trudakh–a–n–gvozdeva/ (дата обращения: 12.02.2023 г.).
16. Варнаева, А. Е. О врожденном характере языковой способности // Языкознание и литературоведение. – 2021. – С. 283–287.
17. Гонина, О.О. Психология дошкольного возраста – М.: Юрайт, 2019. – 42 с.
18. Галигузова, Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет. – М.–1992. – 143 с
19. Громова О.Е. Норма и задержка речевого развития у детей // Дефектология, 2009 №2. С.66–69.
20. Грибова, О. Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит. Книга для тех, кому это интересно. – М.,: Айрис пресс, 2014. – 48 с.
21. Датешидзе Т.А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития
При организации комплексного медико-педагогического обследования у указанной категории детей, не выявляется грубой недостаточности всех анализаторов.
В специальной психологии понятие ЗРР характеризуется, как состояние, возникающее у интеллектуально способных детей, при котором срок появления речи нарушен, словарный запас ограничен, произношение дефектное, нарушена грамматика и звукообразование.
Датешидзе Т.А указывает, что дети, имеющие диагноз «ЗРР», характеризуются отягощенным неврологическим статусом, выражающимся в особенностях поведения (гипервозбудимость, расторможенность, пассивность, инфантилизм) [7].
Внимание характеризуется непроизвольностью, неустойчивостью. В игровой деятельности присутствует нецеленаправленное манипулирование игрушками. Зачастую дети, имеющие речевую патологию, проявляют моторную неловкость, отмечается трудность в развитии движений кисти, тонких движений пальцев, отсутствует «щипцовый» захват к 2-м годам, отмечается раскоординированность движений