Воспитание гуманизма при изучении творчества Л.Н.Толстого на уроках литературного чтения в начальной школе
ВВЕДЕНИЕ
Проблема воспитания гуманизма постоянно находится в центре внимания и является одной из важнейших и сложнейших задач, стоящих перед учителем. Процесс воспитания гуманизма всегда динамичный и творческий, и прежде всего он должен быть направлен на самореализацию ребенка, на формирование у него положительных мотивов поступков, подлинных идеалов и ценностей. Педагог является основателем нравственного развития ребенка, он вправе направлять на принятие правильного решения, а ребенок должен самостоятельно его понять, осмыслить и поступить так, как он считает нужным.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) даёт нам ориентир на развитие системы воспитания, которую ожидают от нас общество и государство. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. В нем предложена модель выпускника начальной школы: любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любозн
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ГУМАНИЗМА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТВОРЧЕСТВА Л.Н.ТОЛСТОГО
1.1. Особенности формирования гуманизма в младшем школьном возрасте
1.2. Роль творчества Л.Н.Толстого в деле воспитания гуманизма
1.3. Опыт учителей по использованию методов и приемов воспитания гуманизма при изучении творчества Л.Н.Толстого
Выводы по первой главе
Глава 2. ОПЫТНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ВОСПИТАНИЯ ГУМАНИЗМА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА Л.Н. ТОЛСТОГО НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
2.1 Анализ результатов диагностики сформированности гуманистических качеств у учащихся 3 «Б» класса МБОУ СШ №7 с УИОП
2.2 Опыт работы по воспитанию гуманизма младших школьников при изучении творчества Л.Н.Толстого на уроках литературного чтения
2.3 Методические рекомендации по воспитанию гуманизма младшего школьника при изучении творчества Л.Н.Толстого на уроках литературного чтения
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286. – Доступ из банка документов Министерства просвещения РФ – URL: http://publication.pravo.gov.ru/
Document/View/0001202107050027 (дата обращения: 03.10.2022). – Текст : электронный.
2. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон №273-ФЗ: принят Госдумой 21 декабря 2012 года : одобрен Советом Федерации 26декабря 2012 года. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 11.02.2020). – Текст : электронный.
3. Анализ учебных программ по литературному чтению для начальных школ в контексте культурно-нравственного воспитания Текст : электронный // scienceforum.ru : официальный сайт. – 2016. - URL:– https://scienceforum.ru/2016/article/2016025739
4. Амонашвили, Ш.А., Загвязинский, В.И. Паритеты, приоритеты и акценты в теории и практике образования. // Педагогика. – 2000. - № 2.- С. 11-16. – Текст : непосредственный.
5. Богуславский, М. В. Генезис гуманистической парадигмы образования в отечественной педагогике начала XX в. // Педагогика. - 2000. -№4. - С. 63–70. – Тескт : непосредственный.
6. Валеева, Р.А. Теория и практика гуманистического воспитания в европейской педагогике : Первая половина ХХ века : автореферат дис. ... доктора педагогических наук : 13.00.01 / Р.А. Валеева. – Казань : Казанский гос. пед. ун-т. - 1997. - 42 с. – Текст : непосредственный.
7. Воспитательный потенциал уроков литературного чтения в формировании нравственной позиции младших школьников - Текст : электронный // videouroki.net : официальный сайт. – 2020. - URL:– [https://videouroki.net/razrabotki/vospitatiel-nyi-potientsial-urokov-litieraturnogho-chtieniia-v-formirovanii-nrav.html (дата обращения: 15.12.2020)
8. Гуманистическая педагогика - Текст : электронный // www.sinref.ru : официальный сайт. – 2020. - URL:– https://www.sinref.ru/000_uchebniki/03800pedagog/000_lekcii_pedagog_07/431.htm
9. Гончарова, Т.И. Гуманная педагогика как альтернатива авторитарному подходу и путь к воспитанию нравственности. – Кемерово : КузГТУ, 2013. – 444с. - Текст : непосредственный.
10. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка / И. В. Даль – Москва : О-во любителей рос. словесности, учр. при Имп. Моск. ун-те, 1979, т. 11. - Текст : непосредственный.
11. Добродетели: что это? Список добродетелей – Текст : электронный // www.pravmir.ru : официальный сайт. – 2014. - URL:– https://www.pravmir.ru/dobrodeteli/ (дата обращения: 24.10.2014)
12. Ермолин, Е. А. Константин Дмитриевич Ушинский / Евгений Ермолин, биография педагога - Ярославль : Ярослав Мудрый, 2014. — 70 с. - Текст : непосредственный.
13. Значение педагогического наследия Л. Н. Толстого в воспитании и развитии личности младшего – Текст : электронный // multiurok.ru : официальный сайт. – 2019. - URL:– https://multiurok.ru/index.php/files/znachenie-pedagogicheskogo-naslediia-l-n-tolstogo.html
14. Изучение педаго
Задачи нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности эффективно реализуются на уроках литературного чтения. Литература как искусство слова формирует духовно-нравственные ценности человека и оказывает влияние на его мировосприятие и отношение к людям.
Таким образом, уроки литературного чтения обладают наибольшим потенциалом для достижения этой цели. Однако, насколько успешными будут эти уроки, зависит от качества учебного комплекта и систематической работы учителя начальных классов.
В данной главе мы делаем попытку доказать, что гуманистические идеи Л.Н.Толстого не только не потеряли свою актуальность, но и необходимы в современной педагогической практике.
Анализ работы учителей-практиков выявил многие идеи Л.Н. Толстого, которые не только нашли свое место в