Арт-терапия как средство коррекции эмоциональной сферы младших школьников

Скачать дипломную работу на тему: "Арт-терапия как средство коррекции эмоциональной сферы младших школьников". В которой экспериментально изучены особенности эмоциональной сферы в младшем школьном возрасте. Разработана и апробирована коррекционно-развивающая программа коррекции эмоциональной сферы у младших школьников посредством арт- терапии.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
11.08.2024
Объем файла
360 Кб
Количество страниц
67
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2200 руб.
2750 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В нашей стране и за рубежом растет интерес к применению арт- терапии как метода коррекции в практической психологии образования. «Арт- терапия используется как средство гармонизации и развития психики человека, а особенно ребенка через занятия художественным творчеством. Это новый метод психокоррекции, использующий художественные приемы и творчество, ориентированный на присущий каждому человеку внутренний потенциал здоровья и силы, где делается акцент на естественное проявление чувств, настроений, эмоций » [ 5, с. 16].
Анализ результатов психолого-педагогических исследований (Л.С. Выготский, Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова) показал, что данный метод способствует повышению самооценки, учит расслабляться и избавляться от негативных эмоций, в частности очень эффективен для коррекции эмоциональных нарушений у детей.
Так, Т.Г. Казакова , К.Д. Ушинский , Я.А. Коменский отмечают, что состояние внутреннего «Я» ребенка отражается в продуктах его творчества, из

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….…3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ПОСРЕДСТВОМ АРТ- ТЕРАПИИ……….6
1.1 Арт-терапия как метод психолого-педагогической коррекции…………..…6
1.2 Методы и техники арт-терапии в коррекции эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста…………….....23
1.3 Возрастные особенности развития эмоциональной сферы в младшем школьном возрасте…………………28
Выводы по главе 1………………………………………………………………….28
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ПОСРЕДСТВОМ АРТ-ТЕРАПИИ....42
2.1 Диагностическое исследование эмоциональной сферы младших школьников………………42
2.2 Коррекционно-развивающая программа, направленная на коррекцию эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста посредством арт-терапии……...53
2.3 Динамика данных констатирующего эксперимента по результатам формирующего………….…61
Выводы по главе 2…………………………………………………………………66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….....67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….....70
ПРИЛОЖЕНИЕ…73

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арт-терапия и здоровый образ жизни: методические материалы для библиотек / Дворец книги – Ульяновск. обл. науч. б-ка им. В. И. Ленина ; сост. Л. А. Утина. – Ульяновск, 2021. – 67 с.
2. Абакумова, И.В. Влияние стиля родительского воспитания на формирование психологической готовности к обучению в школьном возрасте / И.В. Аввакумова, П.Н. Ермаков, А.В. Гришина // Воспитание и обучение детей младшего возраста – №6. - 2017. -– С. 262-263.
3. Аметова, Л.А. Педагогическая технология использования арт-терапии в начальной школе: Автореф. дисс.канд. пед. Наук [Текст]. - Москва: Московский государственный открытый педагогический университет, 2014. - 311с.
4. Александров, А.А. Аналитико-катартическая терапия эмоциональных нарушений / А.А. Александров. - СПб.: Спецлит, 2020. - 237 c.
5. А.И. Копытин Арт-терапия детей и подростков / Александр Иванович Копытин. - М.: Когито-Центр, 2019. - 886 c.
6. Арт-терапия. Диалог: Россия - Великобритания. - Москва: ИЛ, 2018. - 292 c.
7. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном и инклюзивном образовании: учебник для СПО / под ред. Е. А. Медведевой. - 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. - 274 с.
8. Бреслав, Г.М. Психология эмоций: Учебное пособие / Г.М. Бреслав. – М.: Смысл: Академия, 2014. – 544 с9. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном и инклюзивном образовании: учебник для академического бакалавриата / Е.А. Медведева [и др.]; под редакцией Е.А. Медведевой. - 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 274 с.
10. Бурдина, И.В. Программа коррекции психо-эмоциональных проявлений детей младшего школьного возраста с использованием арт-терапевтических методов. /И.В. Бурдина. – М.: ООО «Инфоурок», 2017. – 276 с.
11. Бурдина, И.В. Программа коррекции психо-эмоциональных проявлений детей младшего школьного возраста с использованием арт-терапевтических методов / И.В. Бурдина // Ярмарка научно-практичеких инициатив студентов «ЯНПИС». ‒ Пермь, 25 мая 2018 г. ‒

В своих работах они пытались найти пути психического оздоровления человека методами искусства.Широкое распространение получили  взгляды 3. Фрейда на природу изобразительного искусства. М. Люшер усовершенствовал использование цвета в психологической диагностике.  Теорию, насколько соответствуют цветам определенные психические функции человека, развивали  К.Г. Юнг, И. Якоби.  Другой исследователь,  М. Наумбург,  отмечала, что  именно в образах проявляются самые актуальные переживания ребенка, самые важные  его мысли»[15, с.84].
Большое внимание на использование изобразительного искусства в качестве средства саморазвития личности было уделено многим известным педагогам, среди которых Т. Кампанелла, Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо и И.Г. Песталоцци. В своих работах Т. Кампанелла и Я.А. Коменский обращались к законам воспитательной деятельности и подчеркивали важность использования искусства в развитии и воспитании человека. Их исследования были направлены на изучение про